Нейтрализуя угрозы экономической безопасностью необходимо управлять
Сегодня Комитет Госдумы по экономической политике и
предпринимательству совместно с Комитетом Госдумы по безопасности
проводит парламентские слушания по проблемам законодательного
обеспечения экономической безопасности России.
Учитывая значительный интерес читателей к данной теме, мы
попросили заместителя председателя Комитета по экономической
политике и предпринимательству Анатолия АКСАКОВА ответить на ряд
вопросов.
- Анатолий Геннадьевич, какие основные угрозы для экономики вы
сейчас видите?
- Эти угрозы у всех на слуху и требуют решительных мер для их
нейтрализации. Экономический рост, который наметился в последние
два года, в ближайшее время неизбежно столкнется с
ограниченностью наших ресурсных возможностей.
Во-первых, это состояние основных фондов. По разным оценкам их
физическая изношенность составляет от 55 процентов до 80
процентов. Я уж не говорю о моральном износе оборудования. К
сожалению, статистика не передает точной картины состояния
фондов. Но то, что положение сегодня критическое, понятно всем. В
первую очередь это касается инженерной инфраструктуры,
электроэнергетики и транспорта. Участившиеся техногенные
катастрофы, кризис в Приморье - яркое тому подтверждение.
Далее - демографическая ситуация. Экономический рост нуждается
в "подпитке" квалифицированными кадрами. Но положение таково, что
в ближайшие годы доля активного населения в трудоспособном
возрасте значительно уменьшится. Это создаст проблему финансового
обеспечения будущих пенсионеров. Нарастание демографических
проблем в стране сопровождается "утечкой умов", оттоком
"человеческого капитала". Причем уезжают за границу, как правило,
наиболее толковые и активные молодые люди.
Следующая угроза - запредельный внешний долг, составляющий
около 65 процентов ВВП. Этот долг необходимо обслуживать. Вся
страна была свидетелем того шума, который поднялся в связи с
необходимостью заплатить в этом году по долгам Парижскому клубу и
МВФ около 5 млрд. долларов. А в 2003 году нам предстоит заплатить
более 17 млрд. долларов. Эта сумма составляет примерно половину
российского бюджета и нужна отечественной экономике как воздух.
С проблемой утечки капитала тесно связана следующая угроза -
криминализация экономики. По некоторым данным, теневой сектор
экономики составляет до 40 процентов ВВП.
Разрыв в уровнях доходов между самой богатой и самой бедной
частями населения страны продолжает увеличиваться. Рано или
поздно это может привести к социальным потрясениям, массовым
акциям неповиновения, попыткам передела собственности
конфискационным путем.
Можно продолжать перечень угроз. Повторюсь, он известен. Более
того, он четко определен в Государственной стратегии
экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной
указом президента в 1996 году.
- Но определить угрозы еще не значит ликвидировать их?
- Совершенно верно. Те позитивные тенденции, которые
наметились сегодня в экономике, трудно назвать заслугой
действующего правительства. Они во многом обусловлены высокими
мировыми ценами на нефть. Более того, мы упускаем возможности
нейтрализации угроз экономической безопасности, подаренные нам
внешнеэкономической конъюнктурой. В этой связи считаю неверным
тезис некоторых членов правительства о том, что нам не нужна
"промышленная политика". Рынок рынком, но наши предприятия, даже
имея очевидные преимущества по некоторым позициям, еще слишком
слабы, чтобы противостоять мощным западным компаниям. Хотел бы
напомнить о том, что еще в бытность президентом США
Дж.Буша-старшего, ключевыми элементами в обеспечении
экономической безопасности являлись повышение
конкурентоспособности американских товаров, сокращение
зависимости от иностранных займов, сохранение лидерства США в
технологических сферах. Причем в разработке меморандума Буша
участвовали такие компании, как "Дженерал электрик", "Боинг" и
т.д. В концепции экономической безопасности Б.Клинтона вновь
подчеркнута необходимость сохранения лидирующих позиций США в
технологических сферах. А это означает также нацеленность на
ослабление конкурентов. Вряд ли "Боинг" заинтересован в развитии
российского авиастроения или "Дженерал электрик" в подъеме нашей
электротехники.
Совершенно очевидно, что государственный подход в России
означает определение возможных преимуществ (приоритетов) страны в
глобальной мировой экономике и механизмов их поддержки, таких,
как разделение рисков с кредитными организациями при
финансировании соответствующих проектов, предоставление частичных
гарантий, проведение гибкой таможенной политики. Тем более что
таких приоритетов у нас немного - 3-5 технологичных направлений.
- Нам бы теплом и светом обеспечить людей да накормить их, а
не о высоких технологиях мечтать...
- Конечно, решая задачу нейтрализации угроз экономической
безопасности, мы должны быть реалистами. Я не говорю, что
государство должно все и всех поддерживать. Возьмем, к примеру,
проблему основных фондов. Есть фонды обрабатывающих предприятий и
есть фонды инфраструктурной экономики - электро-,
теплоэнергетика, коммунальное хозяйство, трубопроводный
транспорт. Очевидно, что обновление основных фондов большинства
обрабатывающих предприятий должно осуществляться за счет
собственных средств и привлеченных на рынке ресурсов. В данном
случае перед государством стоит задача создать благоприятный
инвестиционный климат, гарантировать соответствующий налоговый
режим, защиту собственности и инвестиций, стабильность
законодательства.
В этой связи, кстати, настораживает правительственный проект
второй части Налогового кодекса, касающийся налогообложения
доходов. Одной из эффективных форм инвестиций в условиях России
является лизинг Действующий закон "О лизинге" позволяет
использовать ускоренный метод начисления амортизации, а также
относить процентные платежи по заемным средствам на
себестоимость. Проект Налогового кодекса фактически перечеркивает
такую возможность для лизинговых компаний. Использование
коэффициента капитализации исключит привлечение кредитных
ресурсов при лизинговых сделках.
Получается, вместо того, чтобы поддерживать, пожалуй, самую
нужную сегодня форму инвестиций для обновления основного
капитала, можно похоронить лизинг как таковой.
Обновление же основных фондов в инфраструктурных отраслях
должно осуществляться при поддержке государства. Иначе вся страна
превратится в Приморье. Конечно, электроэнергетика нуждается в
реструктуризации. Энергетическая система СССР была создана для
обслуживания плановой экономики, она затратна по своей природе.
Рынок диктует новые правила работы системы, привлечение для ее
модернизации частных инвестиций. Но в электроэнергетике
необходимы и прямые бюджетные вложения, и соответствующая
тарифная политика, и государственный контроль за использованием
ресурсов с учетом доли государства в этой отрасли. Здесь
заслуживают упрека и правительство, и мы, депутаты, поскольку
скудные государственные ресурсы в бюджете 2001 года размазали по
множеству объектов, вместо того чтобы сконцентрировать их на
системах жизнеобеспечения.
- Денег катастрофически не хватает, мы выпрашиваем кредиты на
Западе, а в это время свой собственный капитал бежит из страны,
развивает чужую экономику:
- Бегство капитала прежде всего связано с инвестиционным
климатом в России, неуверенностью собственников в защите своих
прав на имущество. Но в значительной степени это явление носит
криминальный характер. Я говорю, в частности, об уходе от налогов
через занижение цен на нефть и другие так называемые
стратегические товары, продаваемые аффилированным компаниям,
зарегистрированным в оффшорах. Знакомые нефтяники откровенно мне
говорили, что с каждого доллара проданной нефти как минимум пять
процентов остается за рубежом.
Но эта "лафа" скоро закончится. Общая тенденция наведения
порядка в стране, безусловно, коснется и сферы валютного контроля
внешнеторговых операций. В этом году должны быть приняты поправки
к законам "О биржах и биржевой деятельности", "О валютном
регулировании и валютном контроле", "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности". Наконец-то будет
принят закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
получаемых преступным путем". Легализации финансовых потоков
будет способствовать организация механизмов финансовой разведки,
использование возможностей "группы Эгмонт", занимающейся
экономическими преступлениями. Кстати, членство в этой
международной организации позволит России вернуть огромные суммы,
которые покинули ее по нелегальным каналам.
Таким образом, отток капитала или, наоборот, его приток в
Россию зависит, с одной стороны, от создания благоприятного
инвестиционного климата, обеспечения гарантий прав собственности
и инвестиций, с другой - от ужесточения контроля за движением
капитала, прежде всего в международных сделках.
- Как вы считаете, что является главным в обеспечении
экономической безопасности?
- Сейчас мы действуем, как "пожарники". Где-то отключили
электро-, теплоэнергию, вышли из строя системы отопления -
замерзает город, и вся страна с напряженным вниманием следит,
какие героические усилия предпринимаются для решения проблемы. То
же можно сказать о погашении долгов Парижскому клубу,
взвинчивании цен на нефтепродукты в период уборки урожая и т.д.
Чтобы такого не происходило, необходимо выделить угрозы
экономической безопасности, систематизировать их, определить
пороговые значения, несоблюдение которых угрожает нормальному
развитию экономики и социальной сферы. Эти пороговые значения
должны являться основой при формировании экономической политики,
прогноза и бюджета в целом по стране, и по каждому региону. Вот
тогда "незапланированное" понижение температуры в Якутии,
Приморье или Санкт-Петербурге не будет лихорадить правительство,
Думу, всю страну. Главное - это управлять процессом, а не быть
заложником бездеятельности правительства, региональных властей
или структур, обязанных обеспечивать национальную безопасность
страны, в том числе экономическую.
Игорь ПАРАМОНОВ.
09-02-2001, Труд