TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Экслибрис

СУДЬБА И УРОК.
В музее-квартире А.С. Пушкина на Арбате состоялось
представление новой книги известного критика Игоря Золотусского
"На лестнице у Раскольникова" (издательство "Фортуна лимитед"),
выпущенной к 70-летию писателя. О сборнике и его авторе говорили
в тот вечер Фазиль Искандер, Станислав Лесневский, Игорь Волгин и
Лев Аннинский - автор вступительной статьи.
В ней, в частности, говорится: "Всякую крупную фигуру в
культурном пространстве сопровождают "легенды". Золотусского
сопровождают две: одна касается его нрава, другая - пера: Нравом
он тяжек. Как критик лют и крут. Никогда не колеблется в глаза
назвать бездарного человека бездарным, а тем более сорвать погон
с "литературного генерала": Тяжелая рука".
Тяжесть эта особенно чувствуется в заключительном разделе, не
случайно названном "Злоба дня", где собраны отклики критика на
различные явления литературной и общественной жизни последних
семи лет. Объединяет их тревога по поводу утраты наших вековых
идеалов и ценностей, слома духовной иерархии, а это "нечто более
капитальное, чем смена режима" и за "что мы еще заплатим дорогую
цену". В чем приметы этого слома? В пренебрежении, а то и в
нападках на отечественную классику с ее традициями, в
неоднократных попытках устроить "похороны литературы". В том, что
сегодня наша словесность не может "сообщить что-либо миру о
русской душе. Но о русской помойке и русских отхожих местах - со
стопроцентной гарантией". В том, что на смену одним
посредственностям пришли другие, ориентирующиеся уже на капитал.
В том, как развивается роман власти и интеллигенции. "В безумии
разъединения, которым охвачена сейчас Россия".
С болью сердечной пишет об этом Золотусский. Иногда кажется:
он на грани отчаяния. Но, как истинный борец, преодолевает его и
выходит на схватку со злом во всеоружии своего дара - дара
проницательного аналитика, блестящего полемиста, способного
точным словом сразить наповал. И тут уж пощады не жди - "по
полной программе" достается коммунистам и "демократам",
"нигилистам второй свежести" и "литературным официантам",
могильщикам литературы и прочим "детям распада". Не говоря уж о
заокеанских мечтателях из вашингтонской газеты, которые и сегодня
видят в России воплощение мирового зла и на полном серьезе
предлагают план по его искоренению: страну расчленить, а русских
выселить из нее:
"В одном не могу не согласиться с авторами людоедской статьи,
- замечает писатель, - уничтожали себя по преимуществу мы сами".
И далее: "Нам, чтобы вылечиться, надо многое преодолеть в себе".
Эти горькие, но мужественные выводы продиктованы не только
логикой рассуждений автора - они обеспечены и его нелегкой
судьбой (сын "врагов народа" со всем из этого вытекающим), и
неуклонной твердостью жизненной позиции, и преданностью
литературе, особенно в ее классических образцах.
Золотусский - один из крупнейших авторитетов (без кавычек) по
творчеству Гоголя. Николаю Васильевичу посвящено немало страниц и
в новой книге. Во многом по-новому автор трактует его отношения с
Пушкиным, анализируя творческую полемику двух гениев. С этим
рифмуется другой сюжет: Чехов и Толстой. Среди героев книги -
Булгарин и Достоевский, Блок и Булгаков, Набоков и Солженицын,
Владимов и Максимов, Можаев и Шукшин, Абрамов и Астафьев. Каждое
имя - судьба и урок.
"Что же способно умалить силу зла и увеличить силу добра?" -
спрашивает автор. И отвечает: "Слово Божье и слово литературы".
Читая книгу "На лестнице у Раскольникова", яснее представляешь
масштабы нашего духовного наследия. Суметь бы рачительно
распорядиться им.
Александр НЕВЕРОВ.




09-02-2001, Труд