Красавица и чудовища
Завершается кругосветная экспедиция московского клуба
"Приключение и АМО "ЗИЛ", информационным спонсором которого
выступает газета "Труд". Позади остались Москва, Якутск, Уэлен,
Сиэтл, Калгари, Торонто, Нью-Йорк, Лондон.
Сегодня путешественники близки к завершению последнего этапа
пути, отрезка Милан - Москва. Ночью "ЗИЛы" спали в "стойле"
миланского отеля "Des Etrangers" на окраине города. Тихий Милан и
не подозревал, что "русские уже пришли". Сами русские меж тем
отдыхали в доме командора экспедиции Стефании Дзини. Милан - ее
родина, здесь ее дом, мама, школа, в которой она училась. Здесь,
неподалеку от Милана, - мебельное предприятие, интересы которого
Стефания представляет в Москве, - это, собственно, и есть ее
бизнес. А если еще учесть, что мебельная фабрика - один из
основных спонсоров кругосветки, то понятно, почему синьорина
Дзини решила во что бы то ни стало привести "ЗИЛы" к воротам
фабрики: пусть посмотрят те, кто вкладывал свои деньги в успех
путешествия, на этих русских гигантов.
Ранним утром следующего дня русские гиганты разбудили улочку,
на которой находился отель, доисторическим рыком, а когда с
гостиничной автостоянки на узенький проулок выполз первый
грузовик, прохожие на тротуарах застыли в искреннем изумлении.
Среди миниатюрных "пежо", малышей "смартов", компактненьких
"фольксвагенов" наши выглядели плезиозаврами на детской игровой
площадке.
Предваряемые эскортом мотоциклистов, зиловские "плезиозавры"
ринулись к намеченной цели мимо всемирно знаменитого Ла Скала.
Мимо Монтенаполеоне - улицы самых модных бутиков в Европе. Мимо
шедевра мировой готики - собора Дуомо. Мимо потрясенных миланцев,
спешивших на работу и замерших при виде устрашающих
ярко-оранжевых чудовищ, вполне уместных на бездорожье Якутии,
однако чрезмерных в интерьере этого игрушечного города с
узенькими улочками, ювелирно построенными домами и уютными
пьяцалле. К вечеру из газет миланцы узнали, в чем дело, и
священный ужас, вызванный лихим проездом русских, сменился
искренним интересом к нашей технике, покорившей, возможно, самый
непроходимый в мире участок пути от мыса Шмидта до Уэлена.
А "русские монстры" тем временем уже парковались у ворот
мебельного предприятия. Сначала итальянцы с детским любопытством
исследовали шоферские кабины и внутренности крытых кузовов-кунгов
- на наших "ЗИЛах". И только потом, когда интерес был хотя бы
немного утолен, пригласили наших водителей и инженеров
посмотреть, как делается едва ли не самая популярная в мире
мебель.
И тут уже зиловские инженеры принялись чесать в затылках и
писать в блокнотах. Оказалось, что на гигантском предприятии
работает менее сотни человек (на ЗИЛе - 22 тысячи), оказалось,
что годовой объем продаж здешней мебели составляет более 50
миллионов долларов (на ЗИЛе эта цифра меньше в разы), оказалось,
что большая часть мебели охотно покупается развитыми странами
Запада и в России (ЗИЛ может похвастать только российским
рынком), оказалось, что работают на мебельном предприятии в
основном компьютеры и роботы (на ЗИЛе, как известно, в основном
люди).
Человек и техника в новом веке - так можно было бы назвать
стихийный симпозиум, который начался за обедом с итальянскими
специалистами-мебельщиками и российскими инженерами-
автостроителями, а продолжился с участием простых миланцев,
которые на следующий день пришли на пьяцца Фонтана близ
знаменитого средневекового собора, где и были припаркованы наши
"ЗИЛы". Интересных мыслей и верных наблюдений и там, и тут было
высказано немало. Лично мне запомнилось вот что: ни средние века,
ни последующие не поставили женщин в один ряд с
путешественниками-мужчинами. Эпоха великих географических
открытий не знает женских имен, великие северные эпопеи пестрят
только мужскими фамилиями. Вспомним Кука, Амундсена и Нансена,
вспомним уроженца Милана итальянского генерала Умберто Нобиле.
Слабый пол ждал сильной техники. И, похоже, на рубеже ХХ и ХХI
столетий дождался ее. Космические открытия перестали быть
прерогативой мужчин: мир узнал имя русской "звезды" космоса
Валентины. И вот теперь покорение девственных северных
пространств будут связывать с мощной российской техникой и нежным
итальянским именем Стефания, которое носит синьорина Дзини -
очаровательная, миниатюрная уроженка Милана.
Кто знает, может быть, мощная техника нынешнего века понесет
женщин дальше, чем мужчин, и всемирная история великих
путешествий и открытий будет наполняться ласковыми именами?.
Спонсоры:
"ШИК" (финансовая поддержка); "Бритиш Петролеум" (топливо);
"МТС" (телефонная связь); "3М" (оформление машин); "Домодедовские
авиалинии" (авиабилеты); "Аэрофлот - Российские авиалинии"
(авиабилеты); Columbia и "Спортмастер" (одежда); "Чукотская
торговая компания" (переправка машин); "Сорокинструмент"
(инструменты).
Автопутешествие проходит при поддержке правительства Москвы.
Юрий ЛЕПСКИЙ.
09-02-2001, Труд