TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Алексей кудрин: аргентинский сценарий у нас исключен

МИНИСТР
ФИНАНСОВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ "ТРУДА".
Сегодня всем известно, насколько остры вопросы финансирования
здравоохранения, медицины, повышения зарплаты бюджетникам. В
некоторых регионах, столкнувшись с необходимостью больше платить
учителям и врачам, стали кивать на федеральные власти: "Вы, мол,
объявили повышение - вот сами и расхлебывайте". Как тут быть?
Ответить на этот и другие, что называется, злободневные
вопросы мы попросили вице-премьера правительства РФ и министра
финансов Алексея Кудрина.
- Разговоры о том, что из-за Минфина бюджетникам на местах
вовремя не выплатили проиндексированную заработную плату, а такие
случаи, к сожалению, уже есть, - это чистой воды популизм. Суть
межбюджетных взаимоотношений заключается в том, что если за
субъектами Федерации закреплена обязанность финансировать,
скажем, местные средние школы и медицинские учреждения, то,
значит, соответствующие статьи должны быть предусмотрены в их
бюджетах, причем в полном объеме. А федеральное правительство,
финансируя всю оборону и безопасность, высшее образование, науку
и многое другое, еще и выделяет большинству регионов финансовую
помощь - из фонда поддержки регионов, беспроцентными ссудами. Но
помогаем лишь тем, кому действительно пока не хватает собственных
доходов.
Скажем, в январе мы перечислили субъектам 17,2 млрд. рублей
помощи, из них 1,1 млрд. из спецфонда на расходы, связанные с
повышением 1-го разряда тарифной сетки. А всего в 2002 году для
повышения устойчивости территориальных бюджетов предусмотрен рост
финансовой помощи из федерального бюджета в 1,6 раза - она
составит 2,4 процента ВВП, или около 165 млрд. рублей.
Напомню также, что решение о повышении зарплат принималось
заранее и подписано всеми заинтересованными сторонами -
депутатами Госдумы, сенаторами, президентом России. Все обязаны
исполнять это решение. Если же некоторые местные бюджеты
сформированы без учета запланированного роста зарплат, то спрос -
с их авторов.
- Тем не менее местные власти порой прозрачно намекают:
дескать, не дадите денег - повышать зарплаты не будем. Пишут
обращения в правительство, президенту...
- Подобные заявления - из области не экономики, а местной
политики. Самое интересное: мы пытались найти эти обращения, но,
оказалось, их никто не отправлял - одни разговоры. И
неудивительно. Нет веских аргументов, убедительных расчетов,
показывающих нехватку средств на зарплату. Один очень уважаемый
руководитель республики приехал в Министерство финансов и
говорит: нет денег на повышение зарплат, помогите. Посмотрели мы
бюджет республики, а в нем все расходы проиндексированы по
сравнению с прошлым годом, кроме зарплат. Пришлось вместе
считать, на чем можно сэкономить, от какой новой стройки
отказаться, но зарплаты повысить. Сразу деньги нашлись.
Ну а уж чего не хватило, будем добавлять из центра.
В некоторых субъектах Федерации возникли трудности с выплатами
зарплат в конце декабря - начале января, потому что в этот период
традиционно падают налоговые поступления. Кроме того, в ряде
отраслей промышленности - например, металлургии, нефтедобыче -
последние месяцы наблюдается некоторый спад, носящий сезонный
характер. И многие регионы оперативно среагировали на это - взяли
ссуды, но зарплату выплатили. Другого пути нет. Напомню, с 1
февраля вступил в силу новый Трудовой кодекс, где за задержку
зарплаты предусмотрены пени и штрафы.
Тем не менее мы очень серьезно изучаем ситуацию на местах.
Перед встречей с губернатором, руководителем республики первое,
что делаю, - прошу показать его бюджет. Скажем, у нас есть
определенный расчет, прогноз доходов и расходов по каждому
региону. Мы считаем, что большинство сумеет справиться с выплатой
зарплат. Однако реально полученные в 2002 году доходы могут не
соответствовать прогнозам. Кроме того, доходов всегда в первом
квартале поступает меньше, чем в последующих. Чтобы помочь
закрыть этот кассовый разрыв, Минфин будет особо проблемным
регионам предоставлять ссуду на 2 - 3 месяца.
Ну вот, скажем, свежий пример - Томская область. Здесь немалую
часть бюджета наполняют нефтяные компании, а цены на нефть
падают. Формируя федеральный бюджет, мы доходную часть
рассчитали, исходя из цены 23,5 доллара за баррель, а расходную -
из 18,5 доллара. А в Томске взяли и рассчитали расходы, исходя из
средней цены на нефть, заложенной в федеральном бюджете, - 21
доллар. Такую ошибку допустили многие нефтедобывающие регионы.
Теперь у томичей временный дефицит средств.
- В качестве спецкора "Труда" я присутствовал на встрече
правительственной делегации в Томске, и, как мне показалось,
центру с местными руководителями удалось найти взаимоприемлемые
решения.
- Да, это так. В Томске повышенная зарплата в целом
выплачивается вовремя, но в некоторых учреждениях, относящихся к
ведению города, - например, в некоторых школах, - прибавка
задерживается. Мы посмотрели с мэром бюджет города, обсудили, как
он будет исполняться. Глава города рассказал, что берет кредит на
время трудного периода, пока налоги не пришли в полном объеме. Он
считает, что таким образом удастся наверстать задержку зарплат
для бюджетных учреждений. Но в целом прогноз положительный: в
области при той поддержке, которая в плановом порядке идет из
федерального бюджета, зарплата для всех бюджетников региона
должна выплачиваться в повышенном размере.
- А как быть регионам, у которых без федеральной помощи в
принципе не бывает бездефицитного бюджета?
- Им мы будем добавлять из тех фондов, которые специально для
этого созданы. Есть специальный фонд на поддержку зарплаты. Есть
еще единый резервный фонд поддержки регионов, но он пока не
распределен. Мы постоянно отслеживаем ситуацию с выплатой
заработных плат, делаем анализ каждый месяц.
- Алексей Леонидович, наших читателей волнует рост цен на
лекарства после того, как с 1 января были отменены льготы по
уплате НДС. Во многих аптеках просто взяли и переписали ценники,
прибавив по 10 процентов к старой цене...
- Переписывание цен сразу после 1 января 2002 года - это
попытка нажиться, получить незаработанную прибыль. Ведь все
лекарства, лежащие в аптеках на тот момент, были произведены без
НДС, никаких новых затрат у продавцов и производителей не
появилось. Просто некоторые продавцы решили воспользоваться
ситуацией, но, думаю, они поспешили. Мы сейчас в правительстве
очень внимательно изучаем ситуацию, готовим некоторые меры.
Многие предприниматели сегодня спрашивают, что и как нужно
пересчитывать? Да ничего не надо пересчитывать. Когда придет
новый товар с НДС, то там уже будет учтен этот налог
- А может ли правительство сегодня как-то на эту ситуацию
воздействовать? Есть ли какие-то рычаги влияния на продавцов?
- Прямых - нет. Но договориться с крупными отечественными
производителями лекарств о целесообразности указывать на упаковке
так называемую рекомендованную отпускную цену без учета
сверхприбылей - это, я думаю, сумеем.
- Сегодня цены на нефть ниже заложенных в бюджете. По
последним данным, экономический рост также начал снижаться. Каков
ваш прогноз развития экономики в текущем году?
- Я не считаю, что появились какие-то основания для пересмотра
макроэкономических параметров, записанных в бюджете, - думаю, что
они будут выполнены. Главные из них - рост ВВП на 4,3 процента, а
при среднегодовой цене на нефть 18,5 доллара за баррель - 3,8
процента. Инфляция - 12 - 14 процентов, средний расчетный курс
валюты - 31,5 рубля за доллар.
Первый месяц года показал, что мы правильно заложили
дополнительную прочность в основной финансовый закон страны. Даже
при сравнительно невысоких ценах на энергоносители бюджет в
январе исполнен без дефицита и даже с небольшим профицитом.
- Скажите, а при какой цене на нефть экономический рост будет
нулевым?
- Такой цены в нынешней ситуации я не вижу. Ведь сегодня
экономика у нас растет не только за счет энергоносителей.
- Некоторые эксперты посчитали, что в январе у нас выросла
инфляция - примерно до 30 процентов годовых.
- Это непрофессиональные подсчеты. Годовая инфляция
оценивается по средним значениям за несколько месяцев, а не дней.
По предварительным данным, инфляция в январе оказалась примерно
такой же, как и год назад. И это несмотря на рост тарифов на
связь, услуги железнодорожного транспорта.
Кроме того, многие предприятия выплатили в конце декабря сразу
по три оклада своим работникам - за декабрь, январь и тринадцатую
зарплату, что тоже влияет на инфляционные ожидания.
Мы очень внимательно контролируем все, что связано с
инфляцией. И считаем, что в связи с низкими ценами на нефть в
этом году сильного роста денежной массы, связанного с выкупом
валюты у экспортеров, не будет.
- Кстати, по поводу денежной массы. Не так давно СМИ приводили
слова главы Банка России о том, что январский всплеск инфляции
связан с тем, что Минфин "выплевывает" в экономику дополнительные
неконтролируемые деньги.
- В Центральном банке прекрасно знают, что Минфин осуществляет
расходы строго в соответствии с законом о бюджете, и ничуть не
больше.
Финансирование зарплаты, коммунальных платежей, денежного
довольствия, оборонного заказа или трансфертов субъектам
Федерации - не наша прихоть, а наша обязанность, четко
прописанная в Законе о бюджете, утвержденном парламентом и
подписанном президентом. Текст закона, я надеюсь, есть в
Центробанке. И можно легко убедиться, что ни копейки сверх
предусмотренного мы не профинансировали.
- И еще одна острая тема. В Аргентине ошибки в сфере финансов
привели к тяжелому кризису. Но ведь и у России внешний долг велик
- только в 2003 году по внешним займам придется выплатить более
19 млрд. долларов. Возможно ли повторение дефолта 1998 года?
- Аргентинский сценарий нам абсолютно не грозит. Слава Богу, у
нас таких долгов нет. Долг России теперь заметно ниже 60
процентов ВВП, а это показательная величина для экономической
устойчивости государства. Кроме того, у нас значительные валютные
резервы, и мы не предполагаем резкого изменения курсовой политики
в отношении национальной валюты. В этом смысле мы сегодня себя
чувствуем уверенно.
Сам фактор увеличения платежа по внешнему долгу действительно
существует, но к платежу надо готовиться, и мы это делаем. В
соответствии с бюджетным посланием президента были приняты меры
по оптимизации доходов и расходов, и сегодня величина
дополнительного платежа не столь чувствительна для экономики
России.
К слову, бюджетное послание главы государства обращено в
первую очередь к федеральному правительству, но заложенная в нем
политика должна реализовываться на всех уровнях. И это, кроме
прочего, служит гарантией своевременной и полной выплаты той
самой зарплаты бюджетникам.
Александр ДЬЯЧЕНКО.




09-02-2002, Труд