TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Печаль черной речки

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА КАРТИНЫ, РАССКАЗЫВАЮЩЕЙ
О РОКОВОЙ ДУЭЛИ.
...Уже прогремел выстрел Дантеса. Пушкин упал, потом с трудом
начал приподниматься. "Подождите! - сказал по-французски
секундантам. - Я чувствую достаточно сил, чтобы сделать свой
выстрел".
Полулежа Пушкин выстрелил. Дантес был слегка ранен.
Дуэль Пушкина изображена русскими художниками на многих
картинах и рисунках. Но среди них одна поистине уникальна. Ее
написал в 1869 году Андриан Волков и назвал так: "Александр
Сергеевич Пушкин, смертельно раненный на поединке с бароном
Геккереном- Дантесом 27 января 1837 года".
Андриан Волков не обладал выдающимся талантом. Но это был
добросовестный мастер, художник-реалист. Задумав написать
картину, он обратился к другу и секунданту поэта Данзасу,
свидетелю трагедии на Черной речке. И со слов очевидца
воспроизвел на своем полотне все так, как было в жизни. Работа
Волкова документальна, в чем и состоит ее историко-литературное
значение.
После смерти художника картина была продана и попала в руки
некоего К.Высоцкого. О нем известно, что он участвовал в польском
восстании 1862 года, за что был сослан в Тюмень, где содержал
типографию. Высоцкий увез картину с собой в Тюмень, а в 1870 году
выставлял ее на Пушкинской выставке в Петербурге. В 1873 году с
работы А.Волкова для журнала "Нива" была сделана гравюра. Что
касается самой картины, то она исчезла из поля зрения
специалистов, пропала...
Поиски ее шли многие годы. В 1965 году пушкинист М.Яшин
опубликовал в журнале "Нева" статью о работе Волкова, которая
заканчивалась просьбой ко всем энтузиастам помочь найти картину.
Вскоре в редакцию журнала позвонили из Вологды. Молодой инженер
Тамара Рачева сообщила, что у них в доме хранится старая картина
с изображением Пушкина. Немедленно в Вологду выехали сотрудник
Всесоюзного музея Пушкина А.Минина, художники Е.Бианки и М.Яшин.
Велика была их радость, когда в доме Рачевых они увидели на стене
известную им по гравюрам картину. Она была небольших размеров
(25,5 х 35,5 см), нуждалась в реставрации, но лицо Пушкина
просматривалось отчетливо. В углу картины подпись - Андриан
Волков.
Как эта работа попала в Вологду? Хозяйка дома Мария Ивановна
Рачева рассказала, что ее мать Анна Петровна Краюхина очень
любила старинные вещи. И однажды, это было в Тюмени в 1921 году,
купила небольшое старинное полотно, где была изображена дуэль
Пушкина, повесила ее в доме. У кого была куплена картина и при
каких обстоятельствах - все это постепенно забылось.
Когда Анны Петровны не стало, ее родные продолжали бережно
хранить реликвию. Семья Рачевых - потомственные водники. Оставив
Тюмень, жили в Хабаровске, Перми, Ленинграде, Великом Устюге,
пока наконец не осели в Вологде. Но где бы они ни обитали,
картина всегда висела на стене в их доме.
Рачевы с готовностью уступили работу Всесоюзному музею
Пушкина, и картину увезли в Ленинград. Впоследствии вокруг
вологодской находки возникли споры. Искусствовед Л.Певзнер
высказывала мысль, что это не сама картина, а ее эскиз или копия.
Но другие ценители искусства не сомневались в подлинности работы.
Картина Волкова - одна из первых в изобразительной Пушкиниане и
самая, очевидно, достоверная. Даже пейзажный фон Андриан Волков
писал на Черной речке, там, где происходила дуэль.
Добавим еще, что существует версия, будто последний
прижизненный портрет Пушкина также связан с Вологодчиной.
Вероятно, он написан уроженцем вологодской земли, устюженским
помещиком, полковником в отставке и художником-любителем Иваном
Линевым.
Так что изобразительная пушкиниана еще не исчерпана.
Владимир АРИНИН.




09-02-2002, Труд