TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Живем, пока любим

СЧИТАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КИЕВСКОГО
ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ, ВЫСТРОИВШИЙ 25 ЛЕТ НАЗАД СВОЕ ЗДАНИЕ НА
ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА.
Нередко взаимоотношения режиссера и артистов колеблются от
любви до ненависти. Если спектакли удаются, то они обожают друг
друга, если нет, то начинаются взаимные распри. В Киевском театре
драмы и комедии бывали разные премьеры - более удачные, менее
удачные, но никогда я не слышала от художественного руководителя,
чтобы он жаловался на артистов. Видимо, поэтому внутри коллектива
всегда ощущается ровная и спокойная атмосфера.
Без нее коллектив не смог бы держаться вместе 25 лет, сохраняя
русскую речь и выдерживая нападки от слишком рьяных патриотов
Украины.
70-летний Эдуард Митницкий, отметивший недавно в окружении
друзей свой юбилей, в последние годы так выстроил репертуар
театра, что теперь все спектакли проходят при полных аншлагах.
Каждый день десятки людей специально приходят задолго до начала
спектакля, чтобы достать лишний билетик. В этом я убедилась
лично, когда пробивалась через громадную толпу молодежи на
представление "Много шуму в Париже" по пьесе Мольера "Господин де
Пурсоньяк". Подобное можно было увидеть только на Таганке в
период ее расцвета.
После просмотра спектакля я поняла, почему зрители так
стремятся попасть в этот театр. Здесь они не только получают
недостающие им в жизни положительные эмоции, но и выносят стойкое
ощущение, что, помимо материальных, есть еще и другие, более
важные ценности, о которых общество почему-то сегодня забывает.
Эдуард Митницкий, никогда не выносивший насилия над своей
художественной личностью, постоянно внушает зрителям, что
"человек - это звучит гордо". Вот почему он ставил и продолжает
ставить Чехова и Горького. Вот почему в застойные годы наперекор
партийной цензуре воплощал пьесы Розова, Арбузова, Гельмана,
Салынского, Жуховицкого. Вот почему он никогда не унижал артистов
и всегда хотел, чтобы у них был свой дом, где они могли бы
свободно творить. Ценой неимоверных усилий Эдуард Маркович
добился, чтобы такой театр был выстроен на левом берегу Днепра в
рабочем микрорайоне, куда теперь приезжает киевская интеллигенция
и студенчество.
Главная формула жизни Митницкого выражается в простых словах:
"Мы живем, пока любим". Так же называется и его только что
вышедшая книга, в которой он пишет о своих взглядах на искусство,
о молодой режиссерской поросли. Мы часто слышим от прославленных
мэтров, как они переживают за судьбы учеников, но при этом почти
никто из них не предоставляет им свои площадки для постановок.
Митницкий, наоборот, только радуется, когда его воспитанники
ставят интересные спектакли, конкурируя с ним. Чуть ли не
половину репертуара левобережного театра составляют спектакли
молодых режиссеров. В этом небольшом уютном здании с утра до
глубокой ночи на всех этажах идут репетиции. Поэтому, когда
сегодня говорят, что репертуарные театры умирают, я в это не
верю. Ведь есть же на левом берегу Днепра театр драмы и комедии,
который разговаривает с киевлянами на русском языке, помогая им
ощутить собственное достоинство и уважение к тем, кто делает их
жизнь прекрасней.
Любовь Лебедина.




09-02-2002, Труд