TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Выше других - пролетный гусь

ВРУЧЕНЫ ПРЕМИИ "НОВОГО МИРА".
"Толстые" журналы - сугубо отечественное явление, нигде в мире
их больше не выпускают. Нынче "толстые" журналы переживают не
лучшие времена - и все же и сегодня нет другой возможности быть в
курсе состояния современной изящной словесности, кроме как
читать, например, "Новый мир" - здесь представлены все грани
литературно-художественного процесса. И потому ежегодные премии
журнала по-прежнему дорогого стоят...
Об этом взволнованно говорили новоиспеченные лауреаты "Нового
мира", премированные за сочинения, опубликованные на страницах
журнала в прошлом году. Ими стали: прозаик Андрей Волос (за роман
"Недвижимость"), поэт Олег Чухонцев, поэт и критик Владимир
Губайловский, культуролог Татьяна Чередниченко, прозаик, эссеист,
критик Ольга Славникова. Главный редактор "Нового мира" Андрей
Василевский поздравил лауреатов, извинившись перед ними за
символическое вознаграждение их творческих усилий - премии
финансируются из бюджета журнала, а возможности последнего
невелики...
Зато литературная премия имени Юрия Казакова за лучший
рассказ, прошедшая под эгидой "Нового мира" и Благотворительного
резервного фонда во второй раз, успела обрести более весомые
материальные очертания: она "стоит" 3 тысячи долларов. В этом
году представительное жюри, которое возглавил известный прозаик
Михаил Бутов, прочитало практически все интересное, что было
напечатано в России в этом коротком жанре. В шорт-лист вошли
произведения шести писателей, среди них Марина Вишневецкая,
Николай Кононов, Владимир Маканин, Михаил Тарковский, Евгений
Шкловский... Ну а "лучшим из лучших" был назван рассказ недавно
ушедшего от нас Виктора Астафьева "Пролетный гусь".
- Знаю, многие назовут наш выбор предсказуемым, но мы никому
не делали скидок и снисхождений, судили по гамбургскому счету, -
сказал председатель жюри. - В рассказе Виктора Астафьева,
повествующем о войне, нет языковой, стилистической архаики, это
живая, злая, где-то даже отчаявшаяся проза. Так что "Пролетный
гусь" победил законно и честно. Но тем не менее надо отдавать
себе отчет в том, что с уходом Виктора Петровича Астафьева
завершается определенный этап в истории русской словесности.
Наступает время другой литературы. Надеюсь, она найдет свое место
на страницах "Нового мира".
Леонид ПАВЛЮЧИК.




09-02-2002, Труд