Валентина пономарева: все началось с жестокого романса
ИЗВЕСТНАЯ ПЕВИЦА ОСВАИВАЕТ НОВУЮ ПРОФЕССИЮ. ОНА С ПОМОЩЬЮ
"ТРУДА" ЗАЖИГАЕТ РОССИЙСКИЕ "ЗВЕЗДЫ".
- Валентина Дмитриевна, на днях в зале "Россия" состоится
концерт, где выступят и лауреаты трудовской "Романсиады". При
этом на афише - ни одной фамилии, за исключением вашей. Но
Валентина Пономарева не "поет", а "представляет". Откройте
секрет, кого именно?
- Ни за что! Все узнаете в концертном зале. Я специально
решила уйти от имен, обратив внимание публики на идею этого
вечера - романс, подобно душе, бессмертен. Хочу своим проектом
доказать то же, что уже пять лет подряд доказывает трудовская
"Романсиада" - романс безграничен. Кстати, если вы обратили
внимание, мы наметили цикл концертов. Предполагается, что они
будут проходить не раз в год. Прекрасно понимаю, что рискую: люди
привыкли приходить на концерт, где "будут петь Захаров, Баянова,
Пономарева", а тут задумано все иначе. Да, моя фамилия есть на
афише, но, заметьте, никто не знает, что я буду делать. Впрочем,
один секрет я все же открою. Для зрителей я приготовила сюрприз.
Им будет предоставлена возможность выбрать из молодых
исполнителей, на их взгляд, самого лучшего. В антракте после
первого отделения мы устроим голосование, к окончанию второго
подведем итоги и вручим победителю приз зрительских симпатий. Не
скрою, среди участников и у меня есть свои симпатии, мне очень
интересно, совпадут ли они со зрительскими.
- Извините, а число 13, скажем так, не совсем благополучное,
не смущает?
- Для меня это счастливое число. Каждый год, в канун дня
Святого Валентина (я же Валентина), я даю москвичам свои сольные
концертные программы. И, как правило, в зале "Россия". Надеюсь,
что по традиции и на этот раз сюда придут те, кто хочет меня
увидеть и услышать. Только теперь я попробую выступить в иной
роли и очень надеюсь, что дебют удастся.
- Не потеряем ли мы Пономареву-певицу, ведь такие масштабные
проекты требуют массы времени и сил?
- Есть такие опасения. Прежде чем взяться за это дело, которое
предложило мне руководство Концертного зала "Россия", я долго
раздумывала. Сомневалась в себе, своих силах. Участие в таком
грандиозном действии не только почетно, но и очень ответственно.
Если бы не мой муж Константин Гогунский, возможно, так и не
сказала бы "да". А теперь он удивляется моему азарту, горению.
Дело в том, что я максималистка. Если за что-то берусь, должна
сделать это лучше других. Поэтому забросила собственные
выступления, гастроли. Вот уже целый месяц, не выезжая из Москвы,
занимаюсь только этим проектом, к которому подключены все
работники моего театра.
- Говорят, что жанр романса создан для зрелой души, которая не
только что-то приобрела, но и потеряла, не только восторгается,
но и печалится. Это так?
- Да. Этот жанр для тех, кто знал взлеты и падения. Кстати, до
фильма "Жестокий романс" я и не думала петь романсы, посвящать им
свою карьеру. Но успех был таким оглушительным... Я считаю, что
это зрители заставили меня обратиться к этому жанру, и сделать
это мне было несложно. Душа моя всегда пела романсы. А тут еще
родилась "Романсиада". Иногда, слушая молодых людей - участников
этого замечательного конкурса, я удивляюсь: вот передо мной юный
человек, который еще не пережил больших страстей, но как он
передает их! В чем тут секрет? В таланте! И как знать, если бы не
газета "Труд" и не "Романсиада", может, и не родилась бы идея
этого концерта в зале "Россия"?
Я горжусь успехами наших лауреатов.
- В последние годы большой интерес к романсу появился в бывших
союзных республиках - ныне суверенных государствах, причем там,
где русский язык, не в обиду будь сказано, на птичьих правах. Чем
можно объяснить такой интерес?
- Может быть, это тоска по слову, по жанру? Мой администратор
два года звонил в Прибалтику и предлагал "Пономареву с
романсами". Ему в ответ: "Публика на этот жанр не пойдет. Джаз
Пономаревой знаем, привозите, а романсы - не надо". Он поехал в
Ригу, предложил организаторам: "Давайте рискнем. Если зал не
будет заполнен, все расходы мы возьмем на себя". И что вы
думаете, до концертов еще полмесяца, а билетов уже нет. Теперь
мне звонят из Риги и просят организовать концерты в Латвии.
- Валентина Дмитриевна, да с вашей-то цыганской кровью
достаточно было бы разок-другой кинуть карты, и все стало бы
ясно. Без двухлетних переговоров, глядишь, обошлись бы...
- О, эта цыганская кровь иногда так закипает! Она, кстати,
помогает мне жить в романсе, жанре, немыслимом без цыганской
музыки и темперамента. Я училась петь и танцевать у своей
бабушки, у теток, сестер, которые зарабатывали этим на кусок
хлеба. У цыган ведь семью всегда кормят женщины...
- Вы вот о семье упомянули. У вас она по современным меркам
довольно большая - муж, сын, невестка, двое внуков. Остается ли
время на общение с близкими?
- Сын и внуки живут в Шотландии, надеюсь, что весной, после
концертов в Лондоне, повидаюсь с ними. Василию уже двенадцать
лет, Анне - два года. Иногда мне бывает очень горько за себя,
когда я вижу счастливых бабушек. В такие моменты хочется все
бросить и начать жить жизнью обычной женщины, заниматься
хозяйством и внуками. Утешает то, что все в нашем роду связаны с
музыкой. Иного просто быть не может. Мой отец, брат, сын - все
музыканты. И это уже судьба, от которой не уйдешь.
Ирина ИВОЙЛОВА.
09-02-2002, Труд