Управимся сами
ЛАРИСА АЛИМАМЕДОВА.
ДЕМОКРАТИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЛИЯТЬ НА НАЧАЛЬНИКА.
В канун Дня Конституции собеседник "Труда" - начальник
Управления президента РФ по вопросам местного самоуправления
Борис МИНЦ.
- Известно, что на основании Указа президента РФ образован
Конгресс муниципальных образований (КМО) Российской Федерации.
Что конкретно дает это местным властям?
- Во-первых, более широкие права и полномочия. Усиливается
влияние местных органов самоуправления на законотворческие
процессы: Конгрессу даны и полномочия законодательной инициативы
- его представители могут отныне участвовать в подготовке
федерального бюджета и федеральных законов. Местное
самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем
власти, и именно этот уровень является фундаментом российской
системы народовластия.
- Мне кажется, это очень созвучно ключевой идее Александра
Солженицына о том, что спасение России - в земстве, которое он
определяет как форму народного самоуправления, имеющую самую
непосредственную, живую связь с народными интересами. Вы
разделяете эту идею Солженицына?
- Не могу слепо принять все, хотя сама идея мне очень близка.
Нельзя, однако, как мне кажется, делать слепок с того, что было в
той, старой России, где в основу был положен принцип сословности.
Но, разумеется, трудно не согласиться с оценкой Солженицыным роли
местного, истинно народного самоуправления и с тем, что здесь,
как нигде, люди приближены к власти и власть тут, как нигде,
ответственна перед выбравшим ее народом. Это - публичная власть,
с которой и спрос конкретен.
Губернатор тоже ответствен перед населением своего региона, но
он далеко не каждый месяц, а то и год объезжает свои города,
городки и поселки, и, следовательно, редко смотрит в глаза людям,
населяющим всю подведомственную ему землю. А вот мэр, выбранный
населением и живущий бок о бок с ним, не сможет пройти мимо
людей, не поглядев им в глаза.
- И все-таки и мэрам приходится подчас отводить глаза - и не
всегда потому, что они плохи, а потому, что в местном бюджете нет
денег, чтобы сделать то, что положено.
- Да, это так. Но дело не только в самом наличии денег Наша
финансовая система построена во многом не для удобства населения,
а для удобства чиновников. Чтобы было понятно, о чем речь,
приведу простой пример. Возьмем систему финансирования
здравоохранения. Она зачастую устроена так, что левой рукой
приходится доставать правое ухо. Есть в Ярославской области, в
городе Угличе, превосходная больница, не уступающая по уровню
своей оснащенности и по методике лечения лучшим столичным
больницам. Но система финансирования такова, что человек, живущий
рядом, скажем, в поселке Октябрь, расположенном буквально по
соседству с Угличем, - "чужой" для него и вынужден обращаться сам
или везти тяжелобольного родственника в Ярославль, только потому,
что чья-то чиновная голова решила, что так будет удобнее. Кому?
Ему - чиновнику, которому недосуг разумно и экономично
перераспределить финансы и меньше всего думающему об удобстве
живущих здесь людей. Что тут скажешь? Известное дело, "умом
Россию не понять...".
А людям нужна именно конкретная забота о конкретных людях, о
старых и малых. Города, небольшие городки и поселки живут своей
обособленной жизнью, и их вовсе не волнуют страсти, кипящие в
столице, - интриги вокруг дележа власти, рейтинги, слухи и
прогнозы, - им надо, чтобы улицы были чисты и освещены, дома
обогреты, дети одеты и накормлены, чтобы нормально
функционировали близлежащие больницы и школы и умело оберегала их
покой милиция. Все это они вправе требовать от местных властей.
- В России говорят: "Лиха беда - начало". Начало положено -
состоялось первое заседание правления КМО. Как вы расцениваете
итоги первого заседания?
- Важно, что на нем обсуждались актуальнейшие проблемы,
стоящие сегодня перед муниципальными образованиями. Это прежде
всего программа действий, антикризисные меры, которые должны
осуществить органы местного самоуправления для стабилизации
социально-экономической ситуации в каждом конкретном городе, селе
и поселке.
- Неоспоримым фактом политической жизни некоторых российских
регионов стало противостояние губернатора и мэра центрального
города. Особенно остро это сказывается на выборах. Известны
случаи, когда губернаторы пытаются ликвидировать структуру
местного самоуправления, создать так называемую губернаторскую
вертикаль и посадить там своих людей.
Как вы полагаете: повлияет ли на этот процесс создание
конгресса - защитника интересов муниципальных органов и,
следовательно, законных прав мэров?
- Вы правы, проблема эта существует и не может не тревожить
общество, хотя, как правило, за этим стоят не политические, а
экономические разногласия. Тем не менее, конечно, не могут быть
терпимы факты, когда глава региона своей волей упраздняет местные
органы самоуправления и, соответственно, мэра. И конгресс,
разумеется, будет всеми данными ему полномочиями
противодействовать этому. Ведь в соответствии с учредительными
документами эта задача - одна из важнейших.
- Что ж, остается пожелать, чтобы главы муниципальных
образований - "третья сила", как уже успели окрестить конгресс,
содействовала долгожданной стабилизации обстановки в нашей
многострадальной стране.
09-12-1998, Труд