Сладкая парочка
ЕЛЕНА ЧЕРКАСОВА.
НОВЫХ "ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ" МАНИТ ШЕЛЕСТ КУПЮР.
С "трудным подростком" до недавнего времени ассоциировались
бродяжничество, тусовки в подъездах, ночи в грязных подвалах,
отлынивание от учебы, выпивки, раннее курение. "Трудный" ни к
какому делу не приучен и не пригоден, не нужен родителям,
неопрятен и груб...
Так было. Но вот теперь в российской
криминально-педагогической практике появляется нечто новое.
"Позовите маму... позовите маму...", - нудно гнусавило на
лавочке в дежурной части милиции тощее, замызганное существо,
размазывая по грязным щекам мнимые слезы, надрывно всхлипывая и
при этом исподлобья наблюдая за реакцией взрослых. Реакция была
нормальная - никакая. Мальчишку этого хорошо знала вся
сходненская милиция. Рядом с ним, удивляя контрастом внешности и
поведения, сидела его подружка - по-настоящему красивая, с
густыми длинными волосами соломенного цвета, тонкими чертами
лица. Она сидела, молча и отрешенно отгородившись ото всех своими
длинными опущенными ресницами.
Их только что доставили с очередного места преступления. Ночью
сработала охранная сигнализация в сходненском универмаге.
Прибывший патруль заметил разбитое стекло оконной витрины, а
войдя в торговый зал второго этажа, обнаружил спрятавшихся за
стеллажами тщедушного мальчика и эту стройную девушку. Карманы
обоих были набиты смятыми денежными купюрами, украденными из
кассовых аппаратов магазина.
Как позднее выяснилось, к преступлению готовились серьезно.
Несколько дней ходили в универмаг и высматривали, на каких именно
прилавках стоят кассы, где какие товары разложены. Уговорили
восьмилетнего бездомного пацана спрятаться днем в большой коробке
в подсобке, пролежать в ней до закрытия магазина, а ночью
высмотреть содержимое потайных магазинных углов.
Утром "лазутчика" в магазине продавцы, конечно, обнаружили,
вывернули его карманы - там было пусто. Дали подзатыльника и
выгнали - что еще с ним делать? А следующей ночью мальчик с
девушкой залезли в магазин сами. Да вот попались.
До этого были еще десятки ночных краж - все из продуктовых
"точек" муниципальной и частной торговли в подмосковных Химках,
Сходне, Крюкове, Зеленограде. Разбивали стекла окон, взламывали
замки, даже разбирали кровли крыш, на которые взбирались по
стоявшим рядом деревьям. Всегда брали с собой безнадзорных, по
случаю собранных на окрестных улицах малолеток - чтобы побольше
вынести продуктов.
Мальчик. Он сын вора "в законе". В трехлетнем возрасте папа
впервые засунул сына в выбитую им форточку чужого окна и на
пальцах объяснил, какое имущество называется ценным. Сын стал
папиным подручным. Мать занималась сбытом краденого. Ребенок был
свидетелем попоек и скандалов, воровских разборок, а потом и
участником преступлений. Когда неоднократно судимый рецидивист
умер, а мать лишили родительских прав, мальчика определили в
школу-интернат. Оттуда он неоднократно совершал побеги и во время
этих "отпусков" успевал заработать описанным способом на жизнь
маме с ее сожителем, брату, себе и даже съездить поразвлечься к
морю.
Девочка. Она была у мамы долгожданным и желанным ребенком.
Интеллигентная красивая женщина с хорошим образованием и
престижной профессией, та обеспечивала материально и себя, и
дочь. Девочка росла немного странной, но близкие считали это
следствием некоторой избалованности. В шесть лет на прогулке в
детском саду воспитательница позволила себе потребовать, чтобы
девочка бросила поднятый с земли камень. Она его и бросила -
только в окно музыкальной комнаты. Назло... В двенадцать на
замечания матери отвечала тем, что приглашала знакомого парня с
овчаркой. И смеялась, натравливая злобного пса на плачущую мать.
Обучать девочку пришлось в спецшколе со строгим режимом.
Откуда ее спустя два года отчислили...
Вынесенный в ноябре приговор Химкинского суда определил членам
воровского "тандема" по два года лишения свободы. Уверенности в
том, что этот суд последний в их жизни, нет.
Что же происходит? Многие, разумеется, "новые трудные дети"
трудны не потому, что брошены родителями, недоразвиты. Они не
употребляют алкоголь, не нюхают клей, не сидят на игле. Они порой
и с компьютером общаются, читают газеты и журналы (но не книги!),
могут поддержать разговор. Родители и педагоги для них не
авторитет - они "не умеют жить", потому что месяц работают за
такие деньги, которые их чада "выручают" за день.
И главным побудителем их криминальных похождений является не
нужда и даже не желание любым путем самоутвердиться. Единственный
их авторитет - деньги. И они знают, как их добыть, и уже умеют
обмануть (или подкупить) учителей, милиционеров, торговых
"конкурентов", рэкетиров. Эти "трудные" вырастают во что-то
новое. Только вот во что?..
ХИМКИ.
Московской области.
09-02-1999, Труд