TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Идем в гости

ПРАВИЛЬНЫЙ МЕНТ.
ИВАН ЕВДОКИМОВ.
Хорошо знакомый зрителям телесериал "Улицы разбитых фонарей"
выдвинут на соискание ТЭФИ сразу в четырех номинациях. Роль
Казановы (он же неутомимый сыщик капитан Казанцев) сыграл в этом
фильме Александр Лыков, которого на недавнем Всероссийском
фестивале телевизионного кино "Горное эхо" признали лучшим
актером года.
- Саша, как ты сам объясняешь свой успех?
- Знаешь, я профессиональный артист, который привык отвечать
за свою работу. Я всегда старался делать ее хорошо, правда, по
мере своих в принципе очень слабых сил и большой лени.
- А ты смотрел все серии "Улиц..."?
- Я смотрел все серии, потому что это моя работа, надо же
видеть, что ты сделал, что дальше делать, чтобы было хоть
какое-то развитие. Это в Америке есть специальные люди, которые
пишут диалоги, развивают сюжетные линии. А здесь мы сами себе
сценаристы. Есть серии, где мы просто цирк устраивали. Чистой
воды трюковая клоунада шла, я тебе серьезно говорю. Одна серия,
помнишь, начиналась с того, что я с вышки падаю? Это когда на
ноги тебе привязывают резиновый канат.
- Тарзанка называется...
- Вот именно - тарзанка, причем я сам это предложил. Говорю:
давайте. Я прыгну, только оплатите прыжок. Пожалуйста, сказали
мне. Не поверишь, из-за переживаний я за три дня похудел на 10
килограммов. Боялся. Меня же никто психологически не готовил к
этому. Ну и вот, прихожу я совершенно трезвый утром на съемки.
Пошел дождь, ну, думаю, может, все- таки снимать не будут. А мне
говорят: будем ждать, когда дождь кончится. Я осмотрелся, и мне
плохо стало: стрела крана и будка, которая поднимает тебя наверх,
уже рядом. Я встал в нее, и только она поехала - почувствовал,
что высоты мне, в общем-то, уже хватает. А будка все едет и едет
вверх, уже виден Исаакиевский собор - это из Озерков-то. Внизу
все с овчинку. Я думаю: е-мое. Ну ты прикинь: поднимают тебя на
высоту двадцатиэтажного дома и говорят:
прыгай вниз головой. И я, значит, сдуру-то говорю: хорошо, а
сам понимаю, что это же шаг в пропасть.
- То есть обратной дороги нет?
- Куда, брат? Сзади уже оператор снимает. Потом, правда,
выяснилось, что он и снять-то ничего не успел. Причем я же прыгал
не один. Я должен был, как Казанова, обязательно выпендриться и
прыгнуть с девушкой. Сначала я пытался уговорить одну актрису, но
та наотрез отказалась. Выручила одна девочка-курсантка, маленькая
такая - согласилась прыгать со мной в качестве каскадерши. Пока
мы поднимались вместе в этой клетушке, я потерял и дар речи, и
дар мысли. Девушка, как я понимаю, тоже была в полусознательном
состоянии. Поднялись наверх, и она так прыг-прыг-прыг к краю,
причем не останавливаясь. Видно, ей было уже все равно, лишь бы
поскорее упасть куда-нибудь. А я чувствую: надо пережить момент
вечности.
И вот я переживаю этот момент, а она уже просто камнем вниз
идет, понимаешь? Я не успеваю даже сказать "последнее слово", как
за ней туда же. Тарзанка устроена так, что до конца долетаешь, а
потом тебя обратно на ту же высоту подбрасывает. Вроде бы
летел-летел, только пришел в себя, а ты опять наверху и все опять
по новой. Ощущение классное. Вот где адреналин гуляет, так это на
таких аттракционах.
А потом мы гоняли на мотоцикле, который за три секунды
набирает скорость 120 километров в час. Это просто "Формула-1"
какая-то. Вот такой цирк мы устраивали: гонялись на мотоцикле,
прыгали с высоты, дрались на крыше...
- Как к тебе стали относиться соседи по дому после выхода
сериала?
- Всех удивляет, что я стал популярным артистом, а почему-то в
быту у меня ничего не меняется. Та же неотремонтированная
квартира, та же побитая, сплющенная со всех сторон машина. И они
как бы не очень понимают: парень популярен, деньги должны быть,
где же они? Я говорю: ребята, все есть, но не здесь. Это чтобы
вас, говорю, не дразнить. Но в принципе я считаю, что жизнь
артиста должна быть закрытой темой для зрителя. Им обязательно
нужна сказка про этого человека. Поэтому, когда артист
показывается, - это должно быть событием. Я не могу себе
позволить появиться на людях грязным, пьяным, больным. Потому что
я у людей стал вызывать улыбку, и это, ты знаешь, меня радует.
Хотя в принципе я там играю полного раздолбая, но тем не менее он
вызывает у людей хорошую реакцию, не агрессивную, а добрую. И я
бы хотел, чтобы это продолжалось. Потому что мне этот имидж в
принципе очень нравится.
- А внутренне ты похож на капитана Казанцева?
- Мы разные люди, я просто физически это ощущаю. Капитан
Казанцев - это совершенно отдельный персонаж, у него свой
характер, своя жизнь, собственное сознание. Ему нравится ловить
преступников - и все. Он сыщик, и этим все сказано. Как охотник,
например, может стоять три часа по пояс в холодной воде, выжидая
утку. Так и эти ребята работают. Они кайфуют от своей работы, я
другого объяснения не могу найти. Особенно те правильные менты,
которые не берут взяток.
- За творческое мастерство в создании образа сотрудников
милиции, которое содействует нравственно-патриотическому
воспитанию личного состава, глава МВД С.Степашин лично вручил
создателям телесериала "Улица разбитых фонарей" диплом и денежную
премию. Это правда, что он даже готов был принять вас в штат?
- Да, он распорядился зачислить нас всех в управление и уже со
следующего дня рассадить по кабинетам. Но это была, конечно,
шутка. Милиционеры сами нам говорили о том, как поменялось к ним
отношение после фильма. До этого менты были просто как бы козлы,
а теперь ну просто уважуха какая-то. Я и с ОМОНом разговаривал.
Они говорят: мы, Саня, за тебя все как один. Причем это говорили
ребята, которые воевали в Чечне.
Это, знаешь, дает дополнительные силы. Дай Бог, чтобы наша
картина хоть отчасти играла на руку сегодняшним ментам. Если в
этом смысле что-то начнет налаживаться, то нам всем от этого хуже
не станет.
- Наверное, теперь все гаишники отдают тебе честь?
- В общем-то да. Я даже одно время повадился без документов
ездить, понимая, что мне ничего не будет. Но это неправильно. Я
считаю, что есть правила, которые обязаны соблюдать все водители,
незачем расслабляться. Да и с чего расслабляться-то?
- Саша, а это правда, что ты работал каменщиком шестого
разряда на стройке и мечтал стать прорабом?
- Не шестого, а четвертого, шестой - это уже самый высокий
разряд. Я хотел учиться в строительном институте, собирался
поступать в ЛИСИ. Проработал каменщиком год, посмотрел на стройку
изнутри, строил дома зимой - этого, брат, я никому не пожелаю.
Когда пьяный прораб третий раз разбил стенку, которую я
выкладывал с любовью, - это произвело на меня большое
впечатление. Я сказал себе: по-моему, я делаю что-то не то. Ну и,
короче говоря, пересмотрел позиции и стал поступать в театральный
институт. А когда поступил, понял, что для меня это интереснее.
- Ты женат?
- Я женат, причем всего один раз. И женился на девушке,
которую встретил при поступлении в театральный институт. Девушка
была красивая, у нее были ухажеры, романы разные. А я был очень
смешной - худенький такой, прыщавый, нос длинный, юношеские прыщи
на скулах.
Помню, я надевал галифе с завязками, кожаные туфли, какой-то
невероятный пиджак в клеточку, шляпу, брал здоровый зонт и так
шел через центр города к ней. Народ радовался! Все думали: вот
чучело... А мне нравилось, и никаким чучелом я себя не ощущал. Я
думал, что в этом есть некоторый стиль. И вот так я ходил к ней
периодически в гости на любовные свидания. А потом приехала ее
мама, моя будущая теща. И как-то так получилось, что я попросил
руки. Причем - у тещи. У меня как-то так выговорилось, понимаешь?
Я не готовился к такому заявлению и вдруг предложил теще руку и
сердце. Она сказала: "Ты, наверное, Саша, перепутал", - и
объяснила мне, как нужно мне поступить. Вот так я сделал
предложение, и мы начали жить, что называется, женатой жизнью.
Хотя я питерский, а они с Кубани. И им вроде как положено
выходить за своих казаков. Я ж к тому же еще цыган по деду. Он
такой черный, с сединой. Григорий Иванов - вот тебе чисто
цыганская фамилия. Это уже по батьке я Лыковым стал.
- Ну и как тебе опыт семейной жизни?
- На самом деле это очень серьезный опыт, который много дает
для творчества. Тем более учитывая необычайную стервозность
супруги, с которой я живу уже лет пятнадцать. То есть, я тебе
скажу, семейная жизнь - это не мед. Я не катаюсь, знаешь, как сыр
в масле. Это вечные бои с утра до вечера. Это претензии
вперемежку с любовными атаками, доходящими до исступления. То
есть она меня, я тебе скажу, иногда кусает от какого-то бешеного
восторга. В общем, с ней не соскучишься.
Разводимся мы не переставая. Я уже и уходил от нее, и жил
один, и много всякого происходило. Но когда мы окончательно
решали развестись, то вдруг становилось понятно, что друг без
друга мы не можем. В общем, фигня какая-то получается.
Хотя в целом я достаточно смиренно принимаю ситуацию и думаю,
что браки, судя по всему, все-таки заключаются на небесах.
Поэтому особого смысла уходить из семьи нет, потому что отношения
с женой - это твоя нерешенная проблема. Если ты не решишь ее в
этом браке, она обязательно придет к тебе в следующем. Потом у
меня ж дети растут. Мальчик и девочка.
И, знаешь, я смотрю на них, и они мне нравятся. Сейчас много
разного говорят о поколении, которое идет нам на смену. Я считаю,
за них не надо беспокоиться. Надо, я тебе скажу, беспокоиться за
наше поколение. Мы немножечко подрастерялись, конечно. Такое
началось, мамоньки мои: все ниже, ниже и ниже опускаемся. Поэтому
надо не бояться работать - сейчас это основная задача. И тогда мы
сделаем то, что надо, и достойно уйдем.
Потому что уйти-то надо будет.
- Что ты думаешь об этом?
- Ты знаешь, брат, ужас смерти велик, я тебе скажу. Я вот
сейчас ехал в машине, думал как раз об этом... Во-первых, мы не
знаем о том, что при этом происходит. А во-вторых, трудно
представить, что обратной дороги нет. Наша память дает нам
возможность все время возвращаться в прошлое. А состояние, когда
больше ничего нет и не будет - ни прошлого, ни будущего, - это
как-то непостижимо. Оглянешься - вроде весь мир на месте,
позвонишь Маше, Коле - вроде все здесь. А когда Маша или Коля со
свистом улетают из этого мира - это не вписывается, честно
говоря, в обычные представления. Эти вопросы так или иначе решает
каждое поколение. А у нас все решения сегодня связаны с
обеспечением прожиточного минимума. Наверное, надо обязательно
выходить на другой уровень. Поэтому не надо заботиться о будущих
поколениях - ни тебе, ни мне конкретно. Нам необходимо выполнить
свою задачу, чтобы у нас все сложилось. Тогда и у них все
состоится.
- Многие питерские актеры переезжают в Москву. Тебя это не
прельщает - все-таки столица?
- Во-первых, в Москву переезжают по приглашению. А во-вторых,
честно тебе скажу, я не стремлюсь туда. Думаю, что это достаточно
пустоватый город, там много дутого, что ли, не соответствующего
содержанию. В этом смысле Петербург - рабочий город, здесь люди
работают, вкалывают.
Поэтому, я считаю, если и уезжать отсюда, то лучше в Париж,
чем в Москву.
- Парле ву франсе?
- Да какой там франсе, я и с английским-то, брат,
спотыкаюсь... Хотя когда в Америку ездили, я там начал
разговаривать. То есть в принципе я не безнадежен в этом
отношении. То же самое может произойти и с французским языком в
конце концов. Но на сегодняшний день я хочу работать только
здесь.
- Какие роли классического репертуара тебе хотелось бы
сыграть?
- Дон Жуана, Сирано де Бержерака. Но я думаю, что я все-таки
еще не дорос до некоторых вещей, связанных с этими ролями. Дон
Жуан выписан довольно мощно, хотя, на мой взгляд, все же уступает
Сирано.
- А как насчет Гамлета?
- Ой, ну что ты. Мне думается, что там уже настолько все прямо
объяснено, что как бы нечего и играть. Конечно, есть вещи,
которые остаются вечными. Но изменение скорости жизни диктует
появление иных, более современных тем. Должно появиться что-то
другое, и оно, кстати, уже рождается потихоньку. В театре, в
литературе.
- А в кино?
- Чего о нем говорить, если его нет? Я понимаю, телефильмы -
это, по сути, малобюджетное производство, которое на сегодняшний
день еще может выжить. А кино непонятно даже зачем снимать, когда
в кинотеатры народ не ходит, проката нет. К тому же это не только
год рождения Пушкина, но и год выборов. Поэтому все средства
будут направляться именно туда. И телевидение будет работать на
ту же волну. Между каналами будет расти конкуренция. И, кроме
политических программ, необходимо будет показывать какие-то
рейтинговые передачи, всякие манные каши и мыльные оперы, которые
любят смотреть зрители.
- Как ты думаешь, какие политические силы поставят на
"ментов"?
- Кто поставит на "ментов", тот выиграет - это я могу
гарантировать. Потому что влияние этого фильма нешуточное. Когда
огромный мужик после пятого стакана влетает в магазин с какими-то
агрессивными намерениями и вдруг, увидев тебя, узнав, начинает
обнимать и лезет целоваться, - это, я тебе скажу, говорит о
многом.
- В последних сериях Казанова не участвовал, прошел даже слух,
что ты уходишь из "Ментов". Если это так, то зрители, конечно,
будут огорчены, они очень полюбили твоего героя...
- Давай пока не будем об этом. Сериал снимается, а я, скажем
так, просто взял паузу.




08-04-1999, Труд