TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Снг еще поживет

Содружество Независимых Государств хоронили уже не раз. Почва
для очередного всплеска разговоров такого рода появилась на этой
неделе, когда сразу же после очередного, минского саммита СНГ в
Ялту съехались лидеры Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана
и Молдавии, чтобы придать новый импульс альтернативной
Содружеству политической и экономической группировке - ГУУАМ.
Ни для кого не секрет, что эта организация создавалась
постсоветскими государствами, в той или иной мере не довольными
Россией и в пику нашей стране при сочувствии и поддержке западной
дипломатии, опасающейся "возрождения российского экспансионизма".
Основополагающие документы ГУУАМ были подписаны в Страсбурге и
Нью-Йорке. На Западе его считают более полноценной и полноправной
организацией, чем СНГ, свидетельством чему являются и неизменные
приветствия официальных лиц западных стран саммитам ГУУАМ, - чего
ни разу не удостаивалось Содружество в целом. В Ялте
планировалось оформить ГУУАМ в постоянную международную
организацию, договориться об экономическом союзе и зоне свободной
торговли, о создании евразийского транспортного коридора (в обход
России, через Украину - в Польшу). Президент Грузии Эдуард
Шеварднадзе заявил о приглашении в ГУУАМ Болгарии и Румынии, что
должно вывести организацию за рамки СНГ - на мировую арену. Конец
Содружеству? Я бы не торопился с такими выводами.
Во-первых, отношения России с большинством участников ГУУАМ в
последнее время развиваются по восходящей, а значит, оснований
для складывания структуры на антироссийской основе становится все
меньше. Во-вторых, в ГУУАМ входят самые разные государства,
интересы которых далеко не всегда совпадают.
В Молдавии у власти левые, которые тяготеют к идеям вступления
страны в более серьезное Евразийское экономическое сообщество
(ЕЭС) России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и
Армении, сделавшее серьезный шаг к укреплению в Минске. К этому
же призывает президент Молдавии Владимир Воронин украинское
руководство. Власти Кишинева хорошо осознают невозможность решить
приднестровскую проблему или обеспечить энергетические поставки в
страну без России. Молдавия выступает против реальной
структуризации ГУУАМ, рассматривая его как консультативную
организацию.
И для Украины - основной движущей силы становления ГУУАМ -
разумных оснований противопоставлять себя России остается все
меньше. Сближение Киева и Москвы в последнее время видно
невооруженным взглядом, и питается оно прежде всего глубинными
экономическими интересами. Это сближение было простимулировано
политическим кризисом в Украине, спровоцированным, как полагают,
во многом извне. Леонид Кучма оказался на какое-то время в
политической изоляции на Западе. Правда, там быстро спохватились,
и накануне ялтинской встречи в Киев срочно прибыл министр обороны
США Дональд Рамсфелд, призывавший Украину укрепиться в своем
западном выборе. Но тем не менее в Ялте украинские представители
подчеркивали свою заинтересованность в экономических аспектах
ГУУАМ, а вовсе не в политических.
Узбекистан, для которого наиболее актуальной проблемой
становится противодействие угрозе талибов и наступлению сил
исламского экстремизма, стремится укрепить военное и
военно-техническое партнерство с Россией, поскольку из других
мест реальной помощи не предвидится. ГУУАМ - неплохо, но от
талибов он не спасет.
Азербайджан, сотрудничающий с российскими компаниями в
освоении каспийской нефти и с политической Москвой в карабахском
урегулировании, тоже не склонен бросать открытый вызов нашей
стране.
Роль "мотора" ГУУАМ перешла к Грузии, которая в настоящее
время занимает наиболее последовательные антироссийские позиции
на всем пространстве СНГ. Логичных объяснений этому нет. Мне
кажется, дело в основном в самом Шеварднадзе, который сохранил
образ мышления министра иностранных дел СССР - категориями
биполярного мира эпохи сверхдержав. При этом полюсами он считает
Грузию и Россию и оперирует терминами непримиримых противоречий.
Не умно. В конечном счете для Грузии отношения с Россией куда
важнее, чем наоборот. А для активизации ГУУАМ одной Грузии явно
недостаточно.
Союзы создаются на основе "дружбы против" или "дружбы за".
Дружба против России - все менее сплачивающий фактор. Но и с
"дружбой за" не все просто.
ГУУАМ вряд ли будет организацией, единой в политическом
отношении. Трудно представить себе совпадение политических
интересов Молдавии и Узбекистана.
ГУУАМ вряд ли станет единым экономическим пространством. Для
этого нужны хотя бы общие границы, а между странами объединения
есть еще как минимум Россия и Казахстан. Разорванными оказываются
и транспортные коридоры. К нефтепроводу Баку - Джейхан есть
интерес у Азербайджана и Грузии, но не у других участников ГУУАМ.
Планируемый украинский маршрут транспортировки каспийской нефти
(с перевалкой ее в Одесском порту) технически сложен,
экономически не очень выгоден и не сильно нужен европейцам.
Взаимные торговые связи между участниками ГУУАМ минимальны. Так,
например, в структуре внешней торговли Украины (наиболее крупного
участника объединения) на ГУУАМ приходится около двух процентов,
что гораздо меньше, чем на Белоруссию или Туркмению, не говоря
уже о России.
Расширение ГУУАМ представляется проблематичным. Полагаю,
руководители Румынии и Болгарии были не совсем в курсе инициативы
Шеварднадзе, когда он ее озвучивал. Бухарест и София ждут своей
очереди на прием в Евросоюз, и присоединение в этих условиях к
ГУУАМ сделает их положение двусмысленным.
Похоже, звездный час ГУУАМ - в прошлом. Стремление на Запад -
невредно и даже полезно. Россия сама вполне разделяет это
стремление и вовсе не является "антизападной". Другое дело, что
Россию в обозримом будущем не примут в основные западные
структуры - ни в ЕС, ни в НАТО. Впрочем, как и государства ГУУАМ
тоже. Игры на противопоставлении себя России или
противопоставлении Москвы и Запада отдают инерцией "холодной
войны", которая осталась в прошлом, а потому обречены быть играми
вечно вчерашних. При всех наших недостатках Россия является
наиболее демократичной и экономически развитой страной
Содружества. Дистанцирование от нее - непрактично, с какой
стороны ни посмотри. Почему нельзя дружить и с Россией, и с
Западом одновременно? Одно другому не мешает.
Не знаю, как ГУУАМ, а СНГ еще поживет.
Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда "Политика".




08-06-2001, Труд