TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Филармония - это души гармония, считает директор старейшей артистической организации москвы

БЕСЕДУ ВЕЛИ ВЕРОНИКА КИРСАНОВА, Светлана Мариничева.
Кому из столичных любителей музыки не знаком дом с мощной
колоннадой на Триумфальной площади? Концертный зал имени
П.И.Чайковского - главная концертная площадка Московской
Государственной академической филармонии, уникальной в своем роде
организации, где стараниями преданных служителей искусства
собрано блистательное созвездие российских музыкантов.
С директором МГАФ Юрием ПРИБЕГИНЫМ мы беседуем, когда
официальный рабочий день уже закончен. Однако телефоны на его
столе звонят, почти не переставая. Главе Московской филармонии
частенько приходится засиживаться на службе - дела.
- Завершается очередной, 77-й концертный сезон. Дано около 4
тысяч концертов, из них более 700 - на ведущих площадках Москвы.
- Раньше мы давали по 15 тысяч концертов в год. Сегодня мы
вынуждены сокращать гастрольные поездки, концертную деятельность
на предприятиях, в школах и вузах.
Нынче тяжело всем, и мы - не исключение. Правда, некоторое
преимущество все-таки имеем. В свое время мы не поддались зуду
перестройки, не стали ломать существующую структуру в поисках
"лучшего", которое, как известно, - враг хорошего. Бросаться во
все тяжкие коммерческого ажиотажа нам не к лицу. Филармония была
и остается музыкально-просветительским учреждением, главная
задача которого - максимально удовлетворять потребности народа
нашего в духовной пище.
- Тогда, когда ему явно не хватает обычной...
- У Гамзатова, по-моему, есть такие строчки: "Народ телесные
недуги победит, коль победит духовные недуги".
Я довольно хорошо знаю музыкальную жизнь и у нас в стране, и
за рубежом. И могу с гордостью подтвердить: другой такой
филармонии нет. Западные филармонические организации, по сути,
являются лишь прокатными площадками. Филармонии в России и в
бывших наших республиках имеют существенное отличие - свой
творческий корпус исполнителей, музыковедов. Но и среди них
Московской филармонии нет равных. У нас работают свыше 180
выдающихся солистов мирового класса. Два симфонических, камерный
оркестры, более 15 различных камерных коллективов - ансамблей,
квартетов, трио:
- Насколько сегодня востребована классическая музыка?
- Мы постоянно анализируем, что нужно нашим слушателям.
Активно используем для общения с ними и традиционные формы, и
современные. Я имею в виду Интернет. Уверяю - потребность в
классической музыке растет.
С огромным успехом у нас проходят джазовые фестивали. В
концертах к 100- летию Дюка Эллингтона участвуют такие мастера,
как Лундстрем, Гаранян, Бриль.
В репертуар филармонии включена музыка наших выдающихся
современников - Денисова, Губайдулиной, Шнитке, Артемова.
- А эстрада?
- В наших концертах традиционно звучит только филармоническая
музыка. Против эстрады как таковой ничего не имею, если она
высокого художественного уровня - по репертуару, по исполнению.
Попса, как ее у нас называют, собирает тысячи людей - это хорошо,
наверное, как момент определенного духовного единения. Но я не
уверен, что духовного обогащения:
- Готовить к восприятию серьезной музыки, наверное, нужно с
пеленок?
- Детская аудитория находится у нас на особом положении. За
сезон филармония проводит около 2 тысяч концертных мероприятий
для них, всевозможных фестивалей, конкурсов. Наши музыковеды
специально готовят детские абонементы:
- Они пользуются большой популярностью:
- Они существуют с 30-х годов и представляют собой стройную
систему знакомства широкой аудитории с мировым музыкальным
наследием и лучшими исполнителями.
Кстати, по нашему адресу в Интернете
(http:репертуаром следующего сезона. Подготовлено более 100
абонементов. В них участвуют творческие силы не только нашей
филармонии, но и выдающиеся художественные коллективы страны.
Есть уникальные программы.
- Кого ждете в гости?
- Планируем абонемент симфонических концертов оркестра
Большого театра во главе с Марком Эрмлером. Из Петербурга ждем
Юрия Темирканова со своим оркестром. Даст концерты Дмитрий
Хворостовский, ряд известных зарубежных коллективов, дирижеров,
солистов:
- Насколько цены на абонементы соотносятся с возможностями
рядовых слушателей?
- Судите сами: цикл, включающий 5 концертов, в которых
участвуют исполнители мирового уровня, стоит у нас в среднем от
40 до 150 рублей. Наша аудитория - это истинные любители музыки:
интеллигенция, пенсионеры, студенты. Сегодня у них нет
возможности платить за билеты большие деньги, и мы всеми силами
пытаемся держать цены на доступном уровне.
- Раньше Большой зал Консерватории был одной из ваших основных
концертных площадок. Как сегодня складываются ваши отношения?
- Когда-то филармония официально имела там 25 концертных дней
в месяц. Последнее время их количество сокращено почти вдвое -
Консерватория вольна распоряжаться своими залами. Хотя,
признаюсь, сильно удручает, что филармония, обладая таким
огромным творческим потенциалом, имеет в распоряжении один только
Концертный зал имени Чайковского. Остальные мы арендуем. И аренда
с каждым днем дорожает.
- Цокольный этаж Концертного зала имени Чайковского сегодня
практически полностью отдан под дорогие кафе. Думается, критики в
ваш адрес по этому поводу предовольно?
- Филармония должна выстоять в наше смутное время. И все, что
можно для этого сделать, нужно делать. Бюджетные деньги мы
получаем исправно, но их хватает только на зарплату штатным
сотрудникам. На содержание собственного хозяйства (с 40-х годов -
времени своей постройки - Концертный зал не знал капремонта), на
приобретение инструментов и костюмов, на ремонт и обновление
техники приходится искать средства вне бюджета. Решение отдать
площади цокольного этажа, занятые в основном огромным гардеробом,
принималось непросто. Пришлось преодолевать определенную инерцию
старого мышления. Но Министерством культуры проект был одобрен,
получены необходимые разрешения от городских властей. Как
обязательное условие арендаторам было выставлено проведение
ремонтных работ по фасаду, внутренним коммуникациям: А самое
главное - мы сумели наконец отремонтировать свой орган, который
находился в аварийном состоянии. Сегодня он - один из лучших в
стране.
Знаменитый органист Гарри Гродберг предпочитает его всем
остальным:
- Не один год вы руководите филармонией. Что бы вы назвали
самой большой победой и самым горьким поражением?
- Цель нашего существования была определена еще в 1922 году и
заключалась она в музыкально-просветительской деятельности. Как я
уже сказал, филармония - некоммерческая организация. Потому и
зарплата, по нынешним временам, чисто символическая. Но люди не
уходят. Искренне работают за идею, а не ради денег Так что самой
большой победой считаю сохранение в филармонии коллектива,
нормальной социально- психологической атмосферы.
Что же до поражений, то горше всего осознание того, что
филармония пока не может полностью обеспечить концертную
занятость, не в состоянии достойно оплатить работу. Сегодня это
моя самая большая боль.




08-06-1999, Труд