Фестиваль в сочи переживает слом эпох
ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК, Игорь ЧЕРНОВ, ТЕПЕРЬ ЗДЕСЬ ВСЕ ПОКУПАЕТСЯ И
ПРОДАЕТСЯ.
По вечерам гостиницу "Жемчужина" захлестывают оглушительные
децибелы.
Бойкие шлягеры несутся со всех сторон: на площади перед Зимним
театром азартно бесчинствует группа "На-На", на пляже, где
выстроена специальная ротонда, резвятся "Аленушки", "Кар-мен",
"Тет-а-Тет", прямо под окнами гостиницы лабает еще кто-то
голосистый и напористый. Музыкальные волны, усиленные мощными
динамиками, сшибаются, создавая какофонию чудовищной мощи. Это
можно терпеть ночь, вторую, на третью рождается тихое недоумение:
куда мы попали? Может, по ошибке вместо кинематографического Сочи
нас занесло куда-нибудь в музыкальный Сопот?
Впрочем, логику устроителей "Кинотавра" понять можно: в кино
настоящих событий сегодня не так уж много, вот и приходится
прибегать к помощи всепроникающей, как радиация, попсы, дабы
подогреть интерес к юбилейному фестивалю, на который с самого
начала посыпались разные неурядицы. Например, до сих пор неясно,
приедет ли в Сочи Никита Михалков и покажет ли здесь свой
нашумевший фильм "Сибирский цирюльник". Информация на сей счет
поступает самая противоречивая. Под большим вопросом участие в
конкурсе еще одного потенциального "хита" - только что
законченного фильма Василия Пичула "Небо в алмазах", говорят, его
не дают на фестиваль продюсеры. Буквально за неделю до начала
"Кинотавра" передумала приезжать в Сочи знаменитая французская
актриса Анни Жирардо, сославшись на внезапно свалившуюся роль.
Где-то подзадержались в дороге наши именитые мастера и юные
дарования - Михаил Ульянов, Наталья Белохвостикова, Сергей
Маковецкий, Рената Литвинова:
Словом, "звезд" на фестивале пока мало. Зато много
"богатеньких Буратино" - так называемых кинотуристов (по
некоторым сведениям, их около 4 тысяч человек), купивших путевки
на фестиваль по немыслимо дорогой цене. Кино их интересует мало,
зато на пляже, где отдыхают кинематографисты, на фестивальных
"тусовках" они нередко задают тон - бесцеремонно подходят к
актерам, просят сфотографироваться на память, предлагают вместе
"оторваться". Кто-то из киношников на это охотно соглашается,
кто-то прячется от назойливых "поклонников" в гостинице. И то и
другое, похоже, деформирует неповторимую атмосферу почти
семейного кинематографического братства, которой был славен
"Кинотавр" еще совсем недавно:
Сегодня фестиваль из праздника кино стремится стать - и
небезуспешно - коммерческим предприятием. В районе гостиницы
"Жемчужина" все продается и покупается. Вход на пляж к загорающим
"звездам" - 50 рублей. На любом углу можно приобрести не только
простенькую майку с символикой "Кинотавра" - она стоит 150
рублей, но и билет на банкет по случаю открытия фестиваля - он
был оценен в 500 рублей. Можно было вполне официально купить даже
место в партере на саму церемонию - последнее удовольствие
благодаря телетрансляции на всю страну тянуло уже на сотню
"зеленых". Осталось только установить твердую таксу на
гарантированное получение призов, пошутил кто-то из наших коллег,
и тогда фестиваль в Сочи станет вполне доходным местом.
Но это уже, впрочем, шутки сомнительного свойства. Тем более
что в жюри на сей раз оказалась "олицетворенная совесть
сочинского фестиваля", как верно заметил на открытии "Кинотавра"
экс-министр российского кино Армен Медведев, представляя своих
коллег - Владимира Хотиненко, Рустама Ибрагимбекова, Егора
Яковлева, Олега Табакова, Вадима Абдрашитова, Ирину Алферову,
Мирона Черненко, Юрия Саульского. Да и сама церемония показала,
что жесткий прагматизм, присущий новым "хозяевам" фестиваля (это
Международный институт корпораций во главе с Григорием
Коваленко), вполне способен уживаться с атмосферой творчества,
художественного поиска, артистического куража. Сценарий открытия,
написанный Григорием Гориным, Аркадием Ининым и Михаилом Мишиным,
был и смешным, и печальным, и очень трогательным. Прощаясь с
отцом-основателем "Кинотавра" Марком Рудинштейном, который в
последний раз выступает в качестве генерального продюсера
фестиваля, его друзья-кинематографисты словно прощались с
"романтическим" периодом сочинского киносмотра, где отныне будут
заправлять другие люди. Судя по всему, менее сентиментальные,
менее любящие и понимающие кино, зато умеющие считать каждый
рубль. Кто знает, может, в наше непростое, безденежное время это
совсем и неплохо:
08-06-1999, Труд