TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Берегись цены автомобиля

ИЗ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛИЧНАЯ
АВТОМАШИНА СНОВА МОЖЕТ СТАТЬ РОСКОШЬЮ ДЛЯ РЯДОВОГО РОССИЯНИНА.
Беда пришла откуда не ждали: грозит резкое повышение цен не
только на ввозимые в страну подержанные иномарки, но и на самый
массовый автомобильный товар - российские "Жигули", "Волги",
"Оки" и "Оды", "уазики" и т. д. И не потому, что отечественные
автомобилестроители вдруг захотели получить большие прибыли. Это
желание почему-то появилось у их смежников - поставщиков самого
основного компонента: тонколистовой стали, из которой свариваются
корпуса автомобилей.
CНАЧАЛА компания "Северсталь" объявила о повышении с 1 июля
цен на свою продукцию на 6 - 15 процентов. Практически
одновременно то же самое сделали Магнитогорский и Новолипецкий
металлургические комбинаты. Причем наибольшую цену вся троица
заломила именно на листовой прокат.
В "автомобильной столице" России - Тольятти по этому поводу
уже прошло заседание экономического совета генеральных директоров
автопромышленности Приволжского федерального округа: "АвтоВАЗа",
"ГАЗа", "КамАЗа", "Ижмашавто", "СеверСтальАвто". Все гендиректора
единогласно расценили повышение цен на металл как губительное для
российской автомобилестроительной отрасли, ибо автозаводам
придется поднять отпускные цены на свою продукцию не менее чем на
10 - 12 процентов.
Металлурги оправдывают свое решение ростом тарифов
естественных монополий и конъюнктурой внешних рынков.
Действительно, с начала нынешнего года экспортные цены на
российский металл стабильно растут, что уже серьезно повысило
рентабельность работы всех трех металлургических комбинатов
(Магнитогорского, например, - вдвое: с 12 до 24 процентов). К
тому же еще в апреле по настоятельной просьбе крупнейших
российских производителей стали правительство отменило экспортные
пошлины на все группы изделий из черных металлов. Как заявил
тогда журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей
Кудрин, такое решение было принято "в целях поддержки
отечественных металлургов".
Теперь они, видимо, решили "отблагодарить за проявленную
заботу" - уравнять прибыль, получаемую при беспошлинном экспорте,
с доходами от продажи металла на внутреннем рынке. Проект,
конечно, очень интересный, но тогда почему бы газовикам не
поднять "до мировых" наши внутренние цены на газ, нефтяникам - на
нефть (на бензин уже подняли), хлебопекам - на хлеб (в Нью-Йорке
он стоит 80 - 100 рублей за килограмм)? Вот только кто бы поднял
нам всем зарплату - тоже до "среднеевропейской"?
Министерство по антимонопольной политике заявило, что
подозревает металлургов в "картельном сговоре", а потому начало
расследование обстоятельств столь дружного подорожания металла.
К чему все это приведет? Прежде всего - к кризису на
отечественном автомобильном рынке. По мнению экспертов,
нижегородская "Волга" при нынешнем подорожании станет
нерентабельной, ижевская "Ода", только-только набирающая темп
продаж, "встанет", как и ульяновские внедорожники - и старые, и
новые. И даже тольяттинские "Жигули", которые уже подорожали в
нынешнем году почти на 7 "инфляционных" процентов (а до конца
года должны прибавить еще 4), могут потерять не менее четверти
покупателей. Ведь суммарное повышение цены на продукцию
"АвтоВАЗа" теперь должно составить за год аж 23 процента (11 -
"свои" и еще 12 - "металлургические").
Учтем к тому же, что все это будет происходить на фоне падения
покупательной способности населения: согласно данным Госкомстата,
россияне в нынешнем году уже вынуждены снижать расходы на
приобретение товаров, ибо приходится больше платить за быстро
дорожающие услуги (особенно жилищно-коммунальные, транспорта,
связи). Где же они в этих условиях возьмут дополнительные 2 - 3
тысячи долларов на покупку автомобиля?
Снижение продаж отечественных машин, конечно, может быть
частично восполнено импортом очень-очень подержанных иномарок.
Тем более что премьер-министр Михаил Касьянов пока еще не
подписал уже подготовленную в Минпромнауки и Минэкономразвития
концепцию развития российского автопрома, где предлагается
повысить на 35 процентов импортные пошлины на легковые
автомобили, являющиеся конкурентами российских аналогов, а на
иностранные "семилетки" установить, по сути дела,
"запретительные" пошлины.
Правительство намеревалось таким образом стимулировать
создание в стране "отверточных" производств зарубежных
автоконцернов, а заодно поддержать отечественное
автомобилестроение.
Но теперь возникает иной вопрос: будет ли у нас кого
поддерживать?
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".




08-07-2002, Труд