Чечня за школьной партой
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ НЕВОЗМОЖНО
БЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, СЧИТАЕТ ЕЕ ГЛАВА АХМАД КАДЫРОВ.
"Я родился в столице Чечни Грозном 10 лет назад. Когда
началась эта страшная война, мне было всего три года. Мне очень
обидно, что я не видел и не помню настоящую, красивую, цветущую
родину. Я не ходил в парк, в цирк, в кино, в детский сад, не
катался в трамвае, троллейбусе. Может, все это придумали? Но я
помню другое: как летели военные самолеты и несли смерть...
Я не знаю, кто виноват, но я хочу жить, учиться, вырасти,
сделать что-то хорошее, чтобы все были счастливы. Я хочу
построить новый город-сад. Все, кто уезжает из нашей Чечни,
тоскуют, скучают, плачут. А почему: ведь здесь развалины, нет
ничего? Может, я пойму, когда вырасту. Скажите, когда закончится
война и можно будет жить?".
(Из сочинения ученика 6-го класса Докки Джамурзаева).
Когда в октябре 2000 года Владимир Путин заговорил о
необходимости скорейшего восстановления системы образования
Чечни, многие засомневались: не будет ли это очередной "черной
дырой", в которой бесследно растворятся государственные деньги?
Ведь в то время не было четкого представления даже о количестве
школ, действующих на территории республики, не говоря уже о числе
учителей и учеников. Первая чеченская война разрушила десятки
учебных зданий, серьезно подорвала материально-техническую базу
многих учреждений образования. Но ущерб был не только физическим:
за эти годы снизился общий уровень образованности населения,
выросло число беспризорных и сирот, постоянный страх и жестокость
происходящего вокруг травмировали хрупкую психику детей. "Мы
отстали от других стран учебой и образованием, и все это из-за
войны. Из-за войны мы потеряли многое: потеряли многие традиции,
все стали нервными и агрессивными. Потеряли вежливость, доброту,
все стали грубыми и злыми", - с горечью пишет в школьном
сочинении "Моя Чечня" девятиклассница Марта Махаражова.
Конечно, нельзя было мириться с тем, чтобы юные российские
граждане, к коим относятся и чеченские дети, оставались за бортом
прогрессивных новшеств российской средней и высшей школы, не
имели современных обучающих средств, учебников, пособий, не
участвовали в предметных и спортивных олимпиадах.
Но, прежде чем вливать в сферу образования республики
миллионные средства, необходимо было провести многоаспектный
анализ ситуации. Его поручили большой группе отечественных и
зарубежных экспертов. К работе привлекли также около 1000
работников сферы образования Чечни - они помогали проводить
паспортизацию образовательных учреждений, анкетирование учителей
и учеников. Результатом почти двухгодичного исследования стал
200-страничный оценочный доклад "Образование в Чеченской
республике:
состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития".
Презентация доклада состоялась на днях в зале коллегий
Министерства образования РФ. Прибывший в Москву глава
администрации республики Ахмад Кадыров сказал в своем
выступлении, что возрождение Чечни немыслимо без возрождения
системы образования: "Наши дети хотят учиться. В чеченском народе
велик престиж знаний, престиж учителя. Даже в самые трудные
времена, когда вокруг свистели пули и рвались гранаты, когда
бандиты пытались взорвать заново отремонтированные школы,
преподаватели - очень мужественные люди - продолжали занятия с
ребятами". По мнению главы республики, именно образование может
стать фактором, который объединит людей для восстановления мирной
жизни. С этим согласны и эксперты, отметившие в докладе, что
система образования в Чеченской республике по праву должна быть
признана ее главной цивилизационной ценностью. Министру
образования республики Леме Дадаеву такой подход особенно близок,
он даже сформулировал, в чем заключается разница между
политиком-однодневкой и настоящим государственным мужем: "Первый
обычно видит в перспективе лишь следующие выборы, а второй -
последующие поколения".
Сегодня в Чечне действуют 3 вуза, 7 учреждений среднего и 12 -
начального профессионального образования, 454 школы, 59
учреждений дополнительного образования, 20 детских садов. В
школах обучается свыше 193 тысяч детей и подростков. Конечно,
состояние многих учебных зданий, мягко скажем, далеко от
идеального. Специалисты подсчитали, что у 40 процентов школ
отсутствуют двери, а чтобы у всех школ были крыши, не хватает 494
673 кв. метров кровли. Почти 200 школ располагаются на чужих,
временных площадях. В то же время не все и не везде так уж плохо.
Ректор Грозненского нефтяного института Ибрагим Керимов отметил с
гордостью, что за последние два года благодаря помощи из Москвы
материальная база вуза заметно окрепла - появились оборудованные
всем необходимым физическая и химическая лаборатории, 4
компьютерных класса. Заведующий отделом образования Наурского
района Алексей Сайко, сказал: "Еще два года назад не верилось,
что в Чечне вообще будут положительные сдвиги в ситуации с
образованием. Но сегодня я вижу, что энергия восстановления
велика". Кстати, у 4 школ Наурского района есть пахотные наделы
земли, в каждой по 30 - 40 гектаров.
Скоро ребята будут снимать первый школьный урожай зерновых.
С надеждой на лучшее гости из Чечни чокнулись на московской
презентации бокалами с шампанским и разъехались - возделывать
свой "главный урожай" - образовательный.
Марина Мацкявичене.
08-07-2002, Труд