TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Гитлер мог влететь в трубу

ТОГДА ОТ СМЕРТИ ФЮРЕРА СПАСЛО
МАСТЕРСТВО ЕГО ПИЛОТОВ.
Старая, ныне никчемная труба лесотехнического предприятия
концерна "Стора-Энсо" неподалеку от российской границы едва не
сыграла весьма существенную роль в истории ХХ столетия.
Это сооружение высотой 126 и диаметром 6 метров было возведено
в 1934 году. А в июне 1942-го, когда Финляндия, не являясь
формальным союзником нацистской Германии, находилась в состоянии
войны с СССР, волею судеб оно смертельной угрозой возникло на
пути Адольфа Гитлера. Тогда фюрер, не предупредив о своем
намерении Хельсинки, явочным порядком вылетел в ставку главкома
финских вооруженных сил К.Г. Маннергейма в Миккеле - там как раз
отмечалось 75-летие маршала.
Гитлер, который никогда не встречался с Муссолини, Франко,
Антонеску, Хорти и другими союзниками рейха на их территории,
изменил своим правилам, решив нанести неожиданный блицвизит. Он
вез Маннергейму высокую воинскую награду - железный крест. У
фюрера имелась еще и унизительная для него (привыкшего
повелевать, а не увещевать) просьба - активизировать действия
финской армии против советских войск по всей линии фронта от
Ленинграда до Мурманска.
Своей цели он не добился: Маннергейм был сама любезность, но
наступать на северную столицу государства, которому он верой и
правдой служил до 1917 года в качестве генерала русской армии,
отказался.
Знать бы тогдашнему вождю германской нации, что неудача,
постигшая его на военно-дипломатическом поприще, воистину пустяк
в сравнении с той участью, которая ждала его на подлете к Богом
забытому местечку Каукопяя. Там торчала совершенно неприметная,
поскольку была выкрашена в камуфляжные цвета, заводская труба.
Летчики личного самолета фюрера "Фокке-Вульф Кондор" лишь в самый
последний момент сумели вырулить. Им удалось избежать
столкновения с по-фински капитально, из 700 тысяч кирпичей
выложенной трубой.
Зная неуравновешенный нрав своего хозяина, они скрыли от него,
что только чудо спасло и его, и их от неминуемой гибели. Однако
отчаянный вираж имел для летательного аппарата серьезные
последствия. Приземляться пришлось в режиме ЧП на запасной полосе
ближайшего аэродрома городка Иммола, где и была зафиксирована эта
история...
Сейчас трубу, которую вывели из эксплуатации еще в 1992 году,
начали разбирать. Вскоре ничто здесь не будет напоминать о том,
что на этом самом месте мог закончиться кровавый путь самой
ужасной персоны минувшего века.
Павел ВОЛПЯНСКИЙ, соб. корр. "Труда".




08-07-2002, Труд