TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

киев повторит судьбу минска

КИТАЙЦЫ ПЕРЕДЕЛАЮТ НАШ КРЕЙСЕР
В ТУРИСТИЧЕСКИЙ АТТРАКЦИОН.
Тысячи туристов со всего Китая и из-за рубежа приезжают в
местечко Шаньхайгуань в провинции Хэбэй. Именно здесь, в точке
Лаолунтоу (в переводе с китайского - "голова дракона"), упирается
в Желтое море протянувшаяся по Поднебесной на многие тысячи
километров Великая китайская стена. С середины прошлого года к
этому обязательному пункту на картах туристских путеводителей
добавилась достопримечательность иного рода. На территории
расположенного неподалеку судоремонтного завода встал на якорь
бывший флагман отечественного Северного флота.
В стилизованном под пагоду небольшом киоске возле входа на
причал беру билет стоимостью 50 юаней и прохожу на пирс, где
стоит корабль с номером "075" и выведенным славянской вязью
именем древнего города на борту.
Первенец отечественного авианосного кораблестроения - тяжелый
авианесущий крейсер "Киев" водоизмещением 40,5 тысячи тонн
вступил в состав Северного флота в 1975 году. Оснащенный
различными видами вооружений (ракетные и артиллерийские
комплексы, торпедные аппараты и установки для метания глубинных
бомб, с дюжину самолетов вертикального взлета и два десятка
боевых вертолетов), он представлял собой мощнейшую ударную силу
многоцелевого назначения - мог одинаково эффективно вести борьбу
с воздушными, надводными и подводными целями.
На протяжении последующих почти двух десятилетий "Киев"
исправно нес службу в северных и иных широтах Мирового океана.
Однако потом корабль состарился, да и ситуация в мире и в стране
изменилась - в 1994 году он был "комиссован", еще не выработав
рассчитанный на 25 лет ходовой ресурс, а шесть лет спустя продан
восточному соседу.
Вопреки предположениям желающих поглазеть на былую "грозу
морей и океанов" оказалось немного - несколько семей с
ребятишками младшего школьного возраста, да с десяток туристов
откуда-то из китайской глубинки. Вдоль пирса растянулись торговые
лотки с фотопленками, батарейками, сборными моделями "Киева" и
других военных кораблей, а также водкой, матрешками, шоколадками
и прочими товарами, отнесенными к категории "российских". В
отсутствие наплыва посетителей торговля стояла, и скучающие
продавцы безучастно лузгали семечки.
По стальной лестнице поднимаюсь на борт корабля - корпус
некрашеный и местами изрядно проржавевший. На просторной корме
одиноко стоит со сложенными крыльями Як-36 - точнее, выполненный
в натуральную величину фанерный макет самолета. В носовой части
между пустыми (вся начинка демонтирована еще до продажи китайцам)
контейнерами со смертоносными ракетами, торпедами и бомбами
установлено несколько крупнокалиберных пулеметов, возле которых
копошится любознательная детвора.
Попасть внутрь "Киева" невозможно - вход в корабельные
помещения задраен наглухо. Зато можно взобраться по лестнице на
палубную надстройку и прогуляться по отсекам на носу и на корме,
где располагались пункты управления ходовой и боевой частями
ракетоносца. Обросшие паутиной пустые разломанные шкафы,
оборванные провода, сохранившиеся кое-где надписи на русском и
стойкий запах нечистот - жалкое, надо сказать, зрелище...
Впрочем, в столь плачевном состоянии "Киеву" осталось
пребывать недолго. По сообщению агентства Синьхуа, в сентябре он
будет отбуксирован в Тяньцзинь и займет центральное место в
грандиозном парке военно-воспитательного характера, создаваемом в
этом 10- миллионном городе в 120 км к востоку от Пекина. Проект
суператтракциона с объемом ассигнований в 5 млрд. юаней (около
604 млн. долларов США) уже утвержден муниципальными властями и
внесен в перечень приоритетных объектов городского строительства.
Между тем изначально "Киев" был продан на металлолом за 70
млн. юаней (8,5 млн. долларов) и подлежал утилизации в течение
полугода - по крайней мере, так гласили условия контракта,
подписанного в марте 2000 года в результате полугодовых
переговоров между китайской фирмой "Тяньма" и российским
Минобороны. Однако новые владельцы решили распорядиться покупкой
иначе - видимо, под впечатлением огромной популярности и большого
коммерческого успеха парка "Мир авианосца "Минск", что в
южнокитайском городе Шэньчжэнь, тяньцзиньское городское
управление по делам туризма и местные предприниматели занялись
идеей превратить однотипный по классу авианосец в аналогичный
аттракцион на севере страны.
Из-за явного нарушения условий сделки российская сторона
попыталась было воспрепятствовать нецелевому использованию
"Киева", да безуспешно. Дело в том, что с юридической точки
зрения сам контракт о продаже корабля безупречным не назовешь -
вопреки параграфу межправительственного российско-китайского
соглашения, в соответствии с которым выдавать сертификат
конечного пользователя (СКП) уполномочено лишь министерство
внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР,
чиновники-продавцы из нашего Минобороны почему-то
довольствовались бумагой, составленной самим покупателем -
тяньцзиньской фирмой "Тяньма".
Неудивительно, что на все апелляции российской стороны в
китайских официальных инстанциях реагировали в том плане, что,
дескать, поскольку при заключении контракта обошлись без нас, то
и помочь ничем не можем. Аргумент, надо сказать, железобетонный,
да и наивно ожидать, что наши партнеры пойдут на попятную - еще
18 апреля прошлого года другая высокая инстанция в лице
китайского госкомитета по делам экономики и торговли дала "добро"
на переоборудование "Киева" в туристический объект. Есть и еще
одна пикантная деталь: как выяснилось, фирма "Тяньма" оформляла
покупку списанного корабля через посредников в лице одной
солидной западноевропейской фирмы - и это при том, что между
Россией и Китаем давно налажены и эффективно действуют прямые
партнерские связи, в том числе в сфере военно-технического
сотрудничества. Впору задаться вопросом: стоит ли за дефектной
сделкой простое головотяпство или чей-то корыстный расчет?..
Тем временем новые владельцы корабля готовятся отбуксировать
его в Тяньцзинь, где пока еще тонкий ручеек экскурсантов имеет
все шансы превратиться в широкий поток. Таким образом,
дальневосточная диспозиция бывших отечественных авианосцев
выстраивается следующим образом: "Минск" - на юге, "Киев" - на
севере, причем оба - в качестве туристических аттракционов. А в
порту китайского города-порта Далянь, что на юге Ляодунского
полуострова, нашла пристанище еще одна плавучая громада
советского периода - сюда прибыл отбуксированный за 110 дней из
Черного моря в Желтое недостроенный авианосец "Варяг". Проданный
Украиной еще в 1998 году за 20 млн. долларов, этот корабль после
долгих мытарств был пропущен Турцией через Босфор и, как
ожидается, займет место вечной стоянки в восточном Монте-Карло -
южнокитайском городе Аомэнь (бывшая португальская колония Макао,
в 1999 году вернувшаяся под суверенитет КНР). Этому
несостоявшемуся авианосцу уготована судьба стать крупнейшим в
мире плавучим отелем-казино...
Дмитрий ПРИВАЛОВ, соб. корр. "Труда".




08-07-2002, Труд