Сумбур вместо музыки
В ГЛАВНОМ ОРКЕСТРЕ СТРАНЫ НЕ УТИХАЮТ КОНФЛИКТЫ.
Как утверждают музыканты Государственного академического
симфонического оркестра России, их постигла двойная беда. Первое:
ушел с поста худрука один из лучших отечественных дирижеров
Василий Синайский. Второе: вопреки желанию оркестрантов, министр
культуры М. Швыдкой назначил им в качестве нового руководителя
Марка Горенштейна.
Как рассказал журналистам на пресс-конференции директор
оркестра Леонид Фрадкин, заявление Синайского о намерении не
продлевать двухлетний контракт прозвучало "будто гром среди
ясного неба": у коллектива с его шефом сложились добрые
отношения, авторитет оркестра в последнее время неуклонно рос.
Доказательство тому - высокая оценка оркестра Мстиславом
Ростроповичем, Пласидо Доминго... Что же в таком случае двигало
Синайским?
Фрадкин считает, что дирижера разочаровало отношение к
оркестру его главного учредителя - Министерства культуры. Два
года назад он принял коллектив вместе с обещанием министра
поднять зарплаты в три-четыре раза, однако обещание не было
выполнено, и музыканты до сих пор получают смехотворные суммы. В
условиях, когда оркестрантам приходится буквально думать о куске
хлеба, о серьезной планомерной творческой работе говорить весьма
проблематично...
Но, слава Богу, Синайский - не единственный современный
российский дирижер, с которым Госоркестру было бы не стыдно
сотрудничать. По уверению г-на Фрадкина, изъявил принципиальное
желание возглавить ГАСО Александр Лазарев. Правда, не с
ближайшего сезона (у Александра Николаевича много обязательств на
Западе), а со следующего. И тут - назначение Горенштейна. Сделали
это, не посоветовавшись толком с коллективом. В качестве
аргументов "за" Михаил Швыдкой приводит тот факт, что г-н
Горенштейн в течение десяти лет зарекомендовал себя как
руководитель оркестра "Молодая Россия", а также то, что у Марка
Борисовича нет контрактов на Западе, которые могли бы его
отвлекать...
А вот с точки зрения оркестрантов это как раз не есть хорошо,
ибо означает нежелание коллективов с мировыми именами
сотрудничать с г- ном Горенштейном, чей авторитет для них
недостаточен. Правда, Марк Борисович известен как весьма успешный
менеджер - во всяком случае "Молодая Россия" материально живет
куда лучше ГАСО и большинства других наших оркестров, получая
большое вспомоществование от того же Минкультуры. Возможно,
министр рассчитывает, что, назначив крепкого "хозяина", он
автоматически решит острые проблемы на энное количество лет
вперед. Если так, то это иллюзия, ведь министерство имеет дело
отнюдь не с бессловесными людьми, а с артистами, музыкантами,
которые могут и "голос возвысить"... Так уже бывало в истории
этого коллектива.
Два с лишним года назад, когда из-за нищеты оркестр дошел до
крайней черты, проблему "решили", уволив тогдашнего лидера -
великого Светланова (как будто маэстро был виноват в плохом
финансировании коллектива). То "решение" жестко ударило и по
Светланову, и по авторитету министра культуры. Но, похоже, уроки
не извлечены...
- Да мы, собственно, ничего не имеем против Горенштейна, -
заявил г-н Фрадкин. - Пусть он дирижирует своим оркестром. Пусть
он даже примет участие в конкурсе на занятие поста главного
дирижера Госоркестра. Кстати, такие конкурсы в мире - норма.
Почему не объявить его и нам? Я все же надеюсь на здравый смысл
министра и на то, что нынешний недостаточно продуманный приказ -
не последнее его слово в этом деле.
Сергей БИРЮКОВ.
08-07-2002, Труд