Епископ одолел богоборцев
600 СЮЖЕТОВ ТРЕТЬЕГО ТОМА
"ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ".
Представляя минувшей весной в московских духовных школах
очередной, III алфавитный том "Православной энциклопедии",
Святейший Патриарх Алексий II подчеркнул, что "формирование
православного миросозерцания и нравственного образа жизни в
современном российском обществе Церковь считает своей важнейшей
задачей". Для ее выполнения серьезное значение имеет, в
частности, издаваемая попечением Российского государства
25-томная "Православная энциклопедия" - систематический свод
знаний по всем отраслям церковной жизни, а также и по основным
вопросам истории и культуры, политики и права.
Новый том "ПЭ" открывается статьей о замечательном
византийском инженере и математике Анфимии из Трал, одном из
создателей собора Святой Софии в Константинополе, а завершается
жизнеописанием русского епископа Афанасия Корчанова, известного
борца с раскольниками на Правобережье Волги. Между этими
публикациями в книге представлено еще около 600 интересных и
познавательных "сюжетов": богословских, церковно-исторических,
биографических. Вкратце познакомим читателей всего с тремя такими
сюжетами из III тома "Православной энциклопедии".
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Его история насчитывает около трех
тысячелетий. На протяжении многих веков он был разговорным и
письменным языком евреев - наряду с древнееврейским, сохранявшим
статус священного языка Писания и молитвы. Автор статьи
А.Лявданский отмечает, что едва ли не основным фактором в
развитии арамеистики стал интерес к проблеме языка, на котором
говорил Иисус Христос и были написаны Евангелия. У лингвистов на
этот счет нет единого мнения.
В 1596 году вышла грамматика сирийского языка, автор которой
(J.Amira) полагал, что именно на этом языке (сирийская
письменность развилась из арамейской) проповедовал Иисус. На
рубеже XIX-XX веков филолог Г.Дальман обобщил многовековой опыт
арамеистики и сделал вывод, что языком Христа был арамейский.
Исследователь Ф.Шультес был убежден, что языком Иисуса был
галилейский арамейский. В то же время некоторые ученые продолжали
отстаивать точки зрения, согласно которым Спаситель говорил и
по-гречески, и по-еврейски. Последнее по времени глубокое
изучение этой проблемы принадлежит К.Байеру, который в 1984 г
собрал в одном томе все известные арамейские тексты, написанные в
Палестине со II в. до Р.Х. по VII в по Р.Х., снабдив их
комментариями, словарем и грамматикой. Вслед за Шультесом Байер
считает, что разговорным для Иисуса Христа был галилейский
арамейский...
АСКЕТИЗМ. В языческой Греции это понятие обозначало упражнение
тела (Геродот, Фукитид), упражнение ума и воли (софисты);
религиозным смыслом оно стало наполняться особенно в поздней
античности (Филон Александрийский). В христианстве понятие
"аскетизм" получило собственное, более глубокое толкование. Автор
статьи Л.Литвинова пишет, что христианство с истоков своего
исторического бытия, в учении Господа и Его апостолов, сразу же и
недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Иисус
Христос говорит своим ученикам: "...если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто
хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу
ради Меня, тот обретет ее".
В публикации поясняется, что вообще-то христианин может иметь
собственность, пользуясь ею согласно заповедям Христа, может
вступить законно в брак, не опасаясь очернить свой путь к Богу;
однако христианин, избравший аскетический путь, обессмыслит его,
если будет таким образом придавать значимость телу, от
удовлетворения потребностей которого (кроме необходимой пищи) он
отказался по обету.
С целью объективного освещения проблемы аскетизма автор
констатирует, что с самого возникновения подвижничества отношение
к нему было неоднозначным и на Западе, и на Востоке. По мнению
противников аскетизма, он индивидуалистичен и эгоистичен,
противоречит заповеди любить ближнего, исключает какую-либо
общественную деятельность - отсюда аскетизм неразумен...
АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич), священноисповедник,
епископ Ковровский (1887-1962).
В раннем детстве лишившись отца, Сережа Сахаров воспитывался
матерью, которая желала, чтобы сын посвятил себя служению Церкви
в монашеском чине. С отроческих лет, пишет автор статьи О.Косик,
он полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные
облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая им в
детстве Плащаница Спасителя). Получив высшее духовное
образование, Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем
Афанасий (1912).
Впервые епископ Афанасий (хиротония состоялась в июле 1921 г )
подвергся аресту в марте 1922 г , осенью того же года последовали
новый арест и высылка в Зырянский край. В январе 1927 г архиерей
вновь оказался в узилище как "участник группы епископов,
использовавших Церковь в антисоветских целях"... Соловки,
Туруханский край, Беломорканал, Омскую ссылку, Сибирские и
Темниковские лагеря - все это превозмог владыка Афанасий. И
повсюду он при малейшей возможности совершал богослужения,
проповедовал учение Христа. Окончательно епископ вышел на свободу
лишь в марте 1955 г
Определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г епископ Афанасий
(Сахаров) причтен к лику святых в чине священноисповедника.
Сообщаем читателям "Труда": по вопросам приобретения томов
"Православной энциклопедии" следует обращаться по адресу: Москва
улица Марии Ульяновой, 17, корп 2, магазин-салон "Московский
книжник", тел. (факс) 131-11-38.
Александр КОРОЛЕВ.
08-07-2002, Труд