TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Невыдуманные истории

БЫЛО ДЕЛО НА МАЛЬТЕ.
СЕРГЕЙ ТУРЧЕНКО, КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА ЗАПАСА.
В декабре 1989 года на Мальте - острове рыцарей Мальтийского
ордена крестоносцев - состоялась во многих смыслах историческая
встреча тогдашнего президента США Джорджа Буша с генсеком ЦК КПСС
Михаилом Горбачевым. Она освещалась очень широко, но почти никто
из журналистов даже не подозревал, что переговоры лидеров двух
великих государств проходили совсем не в том антураже, который
заранее обуславливался, что из протокола выпал важнейший ритуал,
предназначенный для ознаменования конца "холодной войны". И уж
тем более никто не догадывался - почему.
Мне довелось быть в те дни, что называется, за кулисами
переговоров. Многие скрытые от посторонних глаз нюансы
запечатлелись в памяти.
Пришли мы к Мальте на ракетном крейсере "Слава" - гордости
Черноморского флота. Там уже находился американский крейсер УРО
(управляемое ракетное оружие) "Белкнап". Вместе с ним нашему
кораблю предстояло обеспечить военную охрану переговоров. Более
того, по плану крейсера должны были стать и местом их проведения.
По заранее достигнутой договоренности высокие стороны
собирались "дружить кораблями" - первый день встречи провести на
"Славе", второй - на "Белкнапе". Для этого на нашем крейсере были
подготовлены каюты с заранее выгравированными табличками
"М.С.Горбачев", "Дж. Буш". Во время перехода Севастополь - Мальта
на "Славе" работала группа охранников генсека ЦК КПСС. А за сутки
до начала переговоров на корабль прибыла охрана президента США.
Всего на крейсере было размещено более 70 прикомандированных.
"Слава" и "Белкнап" стояли на якорях в небольшой бухточке
Марсашлокк. Неподалеку ошвартовался у причала советский теплоход
"Максим Горький". На рейде бухты дрейфовал наш сторожевой корабль
"Пытливый". Для противодиверсионной защиты "объединенной эскадры"
были задействованы боевые пловцы. Все эти "военно-морские
излишества" вызвали у журналистов искреннее недоумение. В местных
газетах варьировалась тема: Горбачев, прибывающий на Мальту,
чтобы, в частности, выклянчить у Буша экономическую помощь, не
пожалел средств на переход сюда двух боевых кораблей и
комфортабельного теплохода. В то время как "богатенький"
американец экономно ограничился одним крейсером. Издевкам
подвергалось в прессе строительство и некой странной автострады:
советские дорожные рабочие клали асфальт от трапа "Максима
Горького" до ближайшего шоссе, ведущего в Ла-Валетту - столицу
Республики Мальта. Бессмысленность этого мероприятия заключалась
в том, что остров представляет собой сплошную скалу, и гладко
вырубленные в ней подъезды к причалу совершенно не требуют
никакого покрытия.
Первым на Мальту прибыл Буш - почти за сутки до начала
переговоров. С аэродрома он на вертолете перебрался на "Белкнап".
Там пробыл не более получаса. В бинокль мы увидели, как президент
США, которому в то время было уже под семьдесят, вышел на
вертолетную палубу, занял место первого пилота в винтокрылой
машине и поднял ее в воздух. Вскоре "стрекоза" скрылась за
горизонтом. Через несколько часов по каналам разведки ВМФ пришло
сообщение: Буш перелетел на авианосец, несущий боевую службу в
Средиземном море, вручил лучшим летчикам и морякам награды. Лично
пилотируя вертолет, он вечером возвратился на "Белкнап". Там и
заночевал.
Горбачев прилетел во второй половине того же дня, сел вместе с
неразлучной Раисой Максимовной в специально доставленный из
Москвы транспортным самолетом лимузин и отбыл в заранее
забронированные роскошные апартаменты. После отдыха высокая
партийная чета отправилась в какой-то средневековый замок. Как
выяснилось позже, там генеральный секретарь ЦК КПСС удостоился
быть награжденным Орденом мальтийских рыцарей.
Ночью на "Славе" произошли события, посрамившие и советскую, и
американскую спецслужбы. Около пяти утра я проснулся от шума,
доносившегося с внутренней палубы. Бросился туда и увидел такую
картину: стоит строй сменившихся с вахт моряков, а перед ними
бегает, сверкая глазами, старший помощник командира корабля и
выкрикивает одну и ту же не слишком светскую фразу: "Кто наблевал
в каюте товарища Буша!?".
В каютах, предназначенных для лидеров государств, холодильники
были забиты всяческими яствами и напитками. Кто-то из матросов
решил, видимо, продегустировать то, чем собирались потчевать
американского вождя. Но был наказан самим Провидением. Как раз в
это время поднялся сильный ветер.
"Славу" чуть не сорвало с якоря (чудом удалось зацепиться за
грунт еще одним), и матрос "траванул"... Остается загадкой, как
две самые крупные спецслужбы мира, охранявшие каюты, были
обведены вокруг пальца простым советским моряком. Насколько знаю,
фамилию его так и не выявили.
Помню, представители спецслужб бегали по кораблю и искали
какой-либо сильнодействующий дезодорант, чтобы перебить "русский
дух" в американских апартаментах. Но вскоре выяснилось, что это
уже ни к чему.
Михаил Сергеевич, увидев утром ветровую рябь на поверхности
бухты, передал по радио Бушу просьбу в связи с надвигающейся
непогодой не проводить встречу на кораблях, а посекретничать в
комфортабельных условиях ошвартованного у причала "Максима
Горького". Так и пошло дело. Буш на катере курсировал, несмотря
на шторм, между "Белкнапом" и "Максимом Горьким", а Горбачев
поджидал его на трапе лайнера. После чего лидеры удалялись на
переговоры.
В день отбытия высоких лиц экипаж "Славы" в парадной форме был
выстроен на верхней палубе. Ветер уже стих, и командиры,
политработники подбадривали разочарованных невниманием Горбачева
подчиненных: "Перед вылетом Михаил Сергеевич обязательно посетит
крейсер". Но вот генеральный секретарь, поддерживая под локоток
Раису Максимовну, ступил на трап "Максима Горького". К трапу
подали лимузин. В строю военных моряков послышался негромкий
ропот. Кому не ясно, что на лимузине до крейсера не доберешься?
Горбачев, даже не глянув в сторону охранявшего его корабля,
юркнул в черный "броневичок" и укатил.
Чуть раньше от другой сходни "Максима Горького" отчалил катер
президента США. Он обошел вокруг "Славы". Буш с интересом
осмотрел корабль, поднял большой палец в знак восхищения. Передал
по радио благодарность за обеспечение переговоров и выразил
огорчение, что без Горбачева не имеет возможности посетить столь
доблестный корабль.
Через несколько лет мне довелось беседовать с бывшим
начальником штаба правительственной охраны Валерием Величко.
Вспомнили и мальтийский эпизод. "Неужели никто из окружения не
мог подсказать Михаилу Сергеевичу, - спросил я, - что к
собственному флоту следовало бы отнестись поприветливее?" -
"Подсказывали! Адмиралы Чернавин, Селиванов просили хотя бы по
радио связаться с командиром "Славы" или помахать экипажу рукой,
как это сделал Буш. Не убедили. Зато не преминул поблагодарить
мальтийского главнокомандующего, пошутив при этом в своем стиле:
"А вы свои вооруженные силы сокращать не собираетесь?..".
Для информации: Мальта - демилитаризованный остров, на нем не
наберется и тысячи военнослужащих.




09-12-1998, Труд