TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Нина ургант: я, кажется, не потерялась

ЛЮДМИЛА БЕЗРУКОВА.
По случаю своего юбилея народная артистка Нина Ургант уехала
на дачу.
Решила таким образом спрятаться от встреч с журналистами. "Не
люблю всего этого, - призналась она мне по телефону. - И потом
юбилей уж больно серьезный.
Как подумаешь - 70 лет... Нет, в душе я еще слишком молодая
для такой даты!".
"Вот и отлично, Нина Николаевна, поговорим о ваших творческих
планах", - тут же ухватилась я за эту ниточку. Ургант немного
помолчала: "Неужели, правда, читатели "Труда" просят о встрече со
мной? Газету вашу я уважаю...
Приходите, жду".
Она живет у Никольского собора в Коломне - старой части
Петербурга, где дома большей частью ветхие. Ни лифта, ни
мусоропровода. В квартире знаменитой артистки потолки со следами
вечных протечек.
- На потолки смотреть не надо, - усаживает меня Ургант на стул
в крохотной кухоньке. - Это же не небо. Ремонт давно надо делать,
в том числе водопровода. Но самой мне не потянуть: и дорого, и
слишком хлопотно.
- Нина Николаевна, что ж вы не попросите новую квартиру?
Звезда театра и кино, а живете... как не знаю кто.
- О чем вы говорите? Я в лучшие-то для страны годы никогда
ничего себе не просила, а сейчас...
- А Александринский театр, в котором вы более 30 лет были
ведущей актрисой, не может помочь?
- Театру самому нужна помощь. Мне и моим коллегам со званиями
положено аж 580 рублей! Иногда, правда, еще премию подкинут, так,
на сладости к чаю...
- Никогда не жалели, что не оставили сцену ради кино, в
котором у вас так хорошо получилось с первой же роли - в фильме
"Укротительница тигров"?
- Нет, что вы, о чем жалеть - у меня в театре всегда все так
хорошо складывалось! Играла и до сих пор играю характерные роли.
Кем только не была - и нищей, и царицей, и королевой Английской.
Да и живое общение со зрительным залом очень для меня важно. А в
кинематографе, чтобы выжить, надо иметь сильный характер и острые
локотки. Я же "толкаться" не привыкла, моей натуре это
противопоказано. Начинала в 50-х в Ленинградском Ленкоме у
Георгия Товстоногова. Играла в месяц - по 37- 38 спектаклей. Была
очень счастлива этим!
- Почему не ушли с Товстоноговым, когда ему предложили
возглавить БДТ?
- Совесть проклятая не позволила. Как же все было бросить,
когда на мне практически репертуар держался?.. Георгий
Александрович потом еще раз приглашал к себе - в середине 60-х. Я
к тому времени перешла уже в Театр имени Пушкина - в
Александринку. Но - опять отказалась. Мне только- только
присвоили звание заслуженной артистки. Театр "пробил" мне
отдельную квартиру - "хрущевку". Маленькую, не очень удобную, но
- свою. Постыдилась отплатить за это добро уходом в другой театр.
- В кино вас запомнили по ролям женщин-вдов, фронтовичек. А
ведь вам самой в силу возраста воевать не пришлось?..
- Просто хорошо чувствовала таких женщин. Сопереживала им.
Благодаря таким ролям я и в жизни стала немного другой. Каждую
роль я играю с волнением. В прямом смысле - давление начинает
повышаться, сердце болеть. Но я знаю, что, если не проведу все
через себя, не вложу, простите высокое слово, душу, не получится.
- Ваш звездный час - фильм "Белорусский вокзал". Однако, знаю,
утверждена на роль была поначалу другая актриса...
- Да. Лично министр культуры тех лет Екатерина Фурцева
утвердила на "мою" роль Инну Макарову. Но режиссер Андрей Смирнов
хотел снимать только меня. И когда фильм был уже почти сделан,
снято все, кроме тех последних трех сцен в доме у фронтовой
медсестры, и он узнал о приказе Фурцевой снимать Макарову,
Андрюша просто отказался продолжать работать. Женя Леонов, когда
побывал на первом съемочном дне с моим участием, сказал: "Вот
пришла какая-то артистка из Ленинграда, и все наши звезды
закатились"... Так вот, Андрюша Смирнов отказался снимать с
Макаровой. И тогда директор Мосфильма, прождав две недели, махнул
рукой: "Снимай кого хочешь". Мы с актерами очень подружились -
Глазырин, Папанов, Сафонов, Леонов. Когда они бывали в
Ленинграде, всегда у меня собирались. Раздвинем стол, сядем
вокруг него - и с утра до следующего утра вспоминаем, песни поем.
Теперь уже этот стол раздвигать почти не приходится. Уходит мое
поколение. Из "Белорусского" я вообще одна осталась...
- Нина Николаевна, а сама актерская профессия никогда не
казалась вам обременительной? Все же актеры очень зависимы - от
режиссера, сценария...
- Я всегда работала с удовольствием. Не конфликтовала ни с
кем. Хотя нужных "связей" у меня ей-Богу не было. Все, чего
добилась в профессии, - своим трудом. В какой-то степени повезло
со временем, в котором жила. И театр, и кино были в нашей стране
на подъеме. Снималось много, что там ни говори, хороших картин.
Нас, актеров, уважали, почитали. Не знаю, как сложилась бы моя
судьба, если б начинала свою творческую жизнь сейчас.
Очень трудно нынче. Не случайно и личностей ярких, интересных
появляется мало. Многих заедает быт, неустроенность. Пока похоже
на безвременье.
- Вы сыграли немало женщин-возлюбленных. Но чтобы так искренне
сыграть, надо, мне кажется, по-настоящему любить своего партнера.
- Точно, я и любила. Обязательно. В крайнем случае, если не
возникало чувства к партнеру, влюблялась в режиссера или еще в
кого-нибудь. Это было как допинг Роман продолжался обычно не
очень долго, в основном проходил платонически. Но помогал мне
сыграть достоверно.
- Стало быть, у вас и с Высоцким "было" - вашим партнером по
фильму "Я родом из детства"?
- Было. До самой его безвременной смерти. Володя часто гостил
у меня. Сидел вот на этом стуле, где вы сейчас, и пел мне свои
песни. Даже не столько мне, сколько моему псу. Они глядели друг
другу в глаза, и это было нечто - ощущение полной слитности
земного и небесного. А во дворе под нашими окнами собирались
соседи - все ведь слышно, двор-колодец. И молча слушали.
Высоцкий, пока все песни не споет мне, не успокоится. Я ему:
"Володя, спой что-нибудь о любви!" А он: "Ты не понимаешь, у меня
все песни о любви".
- Ваш сын Андрей Ургант тоже стал известным актером. Не
отговаривали его от черствого актерского хлеба? Или, может,
наоборот, хлопотали за него, устраивали?
- Боже сохрани - устраивать! Андрюша сам выбрал себе дорогу.
Куда ему было деваться - в доме круглые сутки актеры да
режиссеры, все разговоры вокруг сцены да экрана. Сын, впрочем,
долго искал себя. Менял театры, режиссеров, направления в работе.
Нашел все-таки. Я очень за него рада.
Семейную профессию унаследовал и внук Ванечка. Ему сейчас 20
лет. Окончил нашу питерскую театральную академию. Но, правда, на
сцену не пошел, пишет музыку, поет. Внучка Машенька пока еще с
профессией не определилась, ей всего 14.
- Вы воспитывали сына практически одна. Личная жизнь не
сложилась во многом, как понимаю, из-за работы. Работа для вас
всегда на первом месте?
- Да, всегда. И я ни о чем не жалею. Получала и получаю много
радости от театра, кино, от своих зрителей. Когда слышу
аплодисменты, возникает ощущение, что не напрасно все это, не зря
живу.




03-09-1999, Труд