Из орла на синей птице
АЛЕКСАНДР КЛИМОВ.
В Орел из Москвы я ехал ночью. Страшно утомительно! Не всякий
может спокойно спать, когда вагон без конца качает или поезд
вдруг останавливается. Зато обратный путь!.. По сравнению с
ночным мучением в обычном поезде это, как говорится, небо и
земля.
Скажите: ездили ли вы когда-нибудь на электричке серии
"Экспресс" из Орла в Москву? Нет, конечно. Этот маршрут
"Экспрессом" только что проложен. А перед этим новая электричка
была представлена "городу и миру" на железнодорожном вокзале в
Орле начальником Московской железной дороги Геннадием Фадеевым и
губернатором Орловской области, председателем Совета Федерации
Егором Строевым.
Светлый просторный вагон с мягкими удобными сиденьями, между
которыми (в первом классе) расположены овальной формы изящные
столики. А под потолком - телевизоры с видеомагнитофонами.
Симпатичные проводницы в приятной глазу сине-голубой униформе
примут у вас заказ и принесут кофе, чай, бутерброды, выпечку...
Можно и самому пойти в бар.
Устроившись поудобнее в кресле и перекусив, я стал
просматривать предложенные свежие газеты. А на телеэкране тем
временем появлялись одна за другой наши поп-звезды. Неожиданно
женский голос объявил (и бегущая электронная строка
"подтвердила"), что в поезде можно приобрести карточку и
воспользоваться сотовым телефоном. Что я незамедлительно и
сделал, позвонив домой. Затем вдоль вагона прошли два дюжих
молодца в форме спецохраны, придирчиво посматривая на пассажиров
- нет ли каких нарушений порядка.
Не преминул я побывать и в весьма нужном во время дороги
месте. Здесь это называется биотуалет. Непривычная для наших
поездов чистота, все что нужно, как говорится, под рукой.
До столицы электричка домчалась, одолев 383 километра, всего
за 4 часа 35 минут. Для сравнения: обычный поезд идет на два часа
дольше.
На электропоезде впервые в отечественной практике начали
использовать (пока, правда, как опытный образец) российскую
климатическую установку - мощный кондиционер.
Как рассказал начальник Московской железной дороги Геннадий
Фадеев, цены на этот экспресс не "грабительские", а такие, чтобы
только сохранить рентабельность пассажирских перевозок. Ведь
обычно электрички убыточны: в прошлом году, например, когда было
перевезено 490 миллионов пассажиров, убыток составил 2 миллиарда
400 миллионов рублей.
Цена билета на новый поезд для поездки в вагоне первого класса
(таких вагонов в составе пять) - 90 рублей 50 копеек, во втором
классе - 55 рублей 90 копеек. Кстати, это дешевле, чем билет на
обычный поезд межобластного сообщения, примерно на 30 руб. и чем
место в автобусе Орел - Москва (на 15 руб.).
А рентабельность, по предварительным расчетам, должна
составить почти 9 процентов. Но, вполне возможно, она будет выше.
Ведь "населенность" этих электричек обычно составляет 100
процентов.
Еще в Орле я спросил Егора Строева, каковы его первые
впечатления об этой электричке.
- очень хорошие, - сказал он. - И связано это с принципиально
новой культурой обслуживания пассажиров в электропоездах. К
сожалению, поездов такого класса мало. Подобные есть только на
маршруте Рим- Брюссель - Варшава. Сидения в нашем поезде такие
удобные - и прилечь в них можно, и посидеть. А скорость!.. Я
просил, чтобы была остановка в Мценске, на родине Тургенева,
чтобы можно было захватить тех, кто приезжает туда на экскурсии,
- детей, школьников, интеллигенцию. Их очень там много. Так сразу
удваивается и число пассажиров, и привлекательность маршрута.
Поезд чистенький, удобный. Я на него посмотрел, и у меня родилось
сравнение: синяя птица! А внутри проводники одеты в такие
прекрасные сине-голубые костюмы, и сами с голубыми глазами. Это
не просто "синяя птица", это по-настоящему славянский поезд...
Когда я оглянулся, чтобы еще раз посмотреть на экспресс, я
вспомнил слова священника, освящавшего его в Орле:
"Благословляется колесница сия!..".
03-09-1999, Труд