TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Для биешу денег нет

ПЕВИЦА УСТАЛА ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ЕЕ ФЕСТИВАЛЬ НУЖЕН ЛЮДЯМ.
Завершившийся в Кишиневе Х фестиваль оперного и балетного
искусства "Приглашает Мария Биешу", совпавший в нынешнем году с
40- летием творческой деятельности певицы, станет, скорее всего,
последним.
Сама примадонна Национальной оперы Молдавии попала на него,
что называется, с корабля на бал. После серии изнурительных
концертов в Бухаресте и Ганновере, так толком и не отдохнув, она
в первый же день праздника пела со сцены родного театра в
"Адриене Лекуврер". В этой опере Франческо Чилеа, рассказывающей
о полной превратностей судьбе актрисы, просматриваются и штрихи к
портрету самой Марии Биешу, чью жизнь сегодня также не назовешь
легкой и безмятежной.
Трудности, с которыми Мария Биешу сталкивалась в последнее
время, и побудили ее в канун юбилейного фестиваля сделать
довольно резкое и эмоциональное заявление: "Больше моей фамилии
на фестивальных афишах никто не увидит. Я устала обивать пороги
начальников, исполняя роль вечной просительницы". В 1999 году ей
не удалось собрать ни копейки на организацию форума звезд
оперного и балетного искусства. Решили перенести его на 2000-й,
приурочив к круглой дате. Пообещали при этом предоставить ему
статус государственного, дать денег на расходы столько, сколько
надо, много чего еще. Предполагалось, что на юбилейный фестиваль
съедутся все, кому довелось выступить в его программах за все
годы существования.
На самом же деле не удалось собрать и малой толики обещанного.
В Кишинев приехали только самые преданные друзья Марии Биешу, для
которых главное - не размер гонорара, а товарищеская поддержка и
участие. Только благодаря им праздник удался. Самой почетной
гостьей фестиваля, как и в былые годы, стала Ирина Архипова. Она
исполнила партию Графини в "Пиковой даме" Чайковского. По
завершении спектакля ей в торжественной обстановке вручили орден
республики - за вклад в развитие мирового оперного искусства и за
то, что в свое время именно она подсказала Марии Биешу идею
проведения фестиваля. Таким образом, Мамира, как ее все здесь
любовно называют, стала второй (после президента Франции Жака
Ширака) иностранкой, удостоенной высшей награды Молдавии.
Вместе с Ириной Константиновной в этот вечер на сцене
Национальной оперы блистали москвич Павел Черных,
екатеринбурженка Наталия Дацко, успешно заменивший неприехавшего
Владислава Пьявко кишиневец Николай Бусуек, а дирижировал этой
звездной компанией Андрей Чистяков из ГАБТа. В течение десяти
дней на кишиневских подмостках выступали певцы из Болгарии,
Венгрии, Грузии, Польши, Румынии, танцевальный дуэт из Украины.
Среди знаменитостей, почтивших фестиваль своим присутствием, и
американский дирижер Роберт Лютер, прежде много дирижировавший в
Кишиневе и на сей раз проведший два балетных спектакля. Его
коллега Александр Самоилэ долгие годы руководил оркестром в
местном театре оперы и балета, а несколько лет назад уехал за
границу, заключив многолетний контракт с Измирской оперой.
Впервые после того отъезда он вернулся на историческую родину как
иностранный гражданин, имея в кармане турецкий паспорт.
Несмотря на горечь, Мария Лукьяновна не склонна излишне
драматизировать ситуацию. Не станет фестиваля ее имени - жизнь
певицы все равно будет полна интересными событиями. Едва погасли
огни кишиневской рампы, она вновь отправилась в далекий путь - в
Баку на Международный конкурс вокалистов имени Бюль-Бюля, членом
жюри которого она является. По признанию Марии Биешу, прежде в
Азербайджане ей доводилось бывать неоднократно, и отношение к
певческому искусству там совсем иное. Конкурс лучших молодых
голосов проводится под патронажем сына выдающегося певца - Полада
Бюль-Бюль оглы, который и сам - знаменитый певец, композитор, а
по совместительству министр культуры республики.
В Молдавии министр культуры Геннадий Чобану - тоже композитор,
но почему-то свое неравнодушие к музыке он старается в
министерском кабинете не проявлять.
Александр ТХОРОВ.




03-10-2000, Труд