TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Возвращение романса

ПРОВОДИМАЯ НАШЕЙ ГАЗЕТОЙ "РОМАНСИАДА-2000"
УЖЕ НА СВОЕМ СТАРТЕ СОБРАЛА МОЛОДЫХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ РУССКОЙ МУЗЫКИ И
ПОЭЗИИ С ТРЕХ КОНТИНЕНТОВ. СОРЕВНОВАНИЕ НАЧАЛОСЬ ПО ТРАДИЦИИ В
ПОДМОСКОВНОМ ОСТАФЬЕВЕ.
Каким же прекрасным "режиссером" оказался на сей раз простой
жребий. И можно ли придумать лучшее начало нового, уже IV
конкурса молодых исполнителей русского романса под эгидой
"Труда", чем чудесная вещь Оскара Фельцмана "Возвращение
романса", сразу погрузившая публику столь знакомого нам овального
зала Остафьевского дворца в родную и милую атмосферу камерной
музыки и лирической поэзии...
Да, именно "Возвращением" 16-летняя Настя Малахова, студентка
Российской академии театрального искусства (РАТИ), под
"аккомпанемент" ласкового солнечного света и теплых красок
золотой осени, расцветивших остафьевский парк, "открыла" первое
прослушивание Всероссийского открытого конкурса молодых
исполнителей романса.
Наш конкурс все прочнее входит в культурную жизнь. Откуда
только не приехали на него участники! Вот в сопровождении
постоянного концертмейстера "Романсиады" Виктора Фридмана поет
обладательница неплохого "крепкого" сопрано (да к тому же сущая
фотомодель) Таня Фильчакова из Приморско-Ахтарска - учащаяся
Краснодарского высшего музыкального училища. Вот - студент РАТИ
(переселенец из Казахстана) Виталий Гребенников, темпераментный
Владислав Туманов из Екатеринбурга (оба поют под гитару).
Елизавета Поз прибыла аж из Иерусалима, где живет и учится в
Академии музыки (причем Гурилева она исполняет по собственному
почину - у преподавательницы, родом из Румынии, вкус совсем
иной). А когда к роялю выходит улыбающаяся 16-летняя школьница из
Нью-Йорка Джиллиард Хиггин и наивно-мило исполняет гурилевский
"Сарафанчик", уже за одну смелость и преданность русскому романсу
девушку награждают аплодисментами:
Вообще сразу несколько совсем юных участников удивили тем, как
естественно "чувствуют" они себя в столь сложном и "взрослом"
жанре. Настоящим сюрпризом стало выступление 17-летней Лидии
Епифановой - воспитанницы Центра искусств для одаренных детей
Севера (Ханты-Мансийск): судя по ее драматически выстроенному
исполнению гурилевского "Вам не понять моей печали", по уверенной
виртуозности фиоритур в произведении Кашина "Девицы-красавицы",
юная вокалистка может в будущем стать звездочкой камерной, а то и
оперной сцены. Другой сюрприз преподнес хорошо известный в свои
28 московский пианист Юрий Богданов. Оказывается, обладатель
Гран-при Шубертовского конкурса в Вене, других фортепианных
соревнований (в том числе в Гамбурге, Лейпциге, Сиднее) обожает
петь репертуар Вадима Козина.
Неплохие профессиональные качества показали солист Москонцерта
Игорь Ерофеев (хотя вряд ли он внес в трактовку запетого "Ямщик,
не гони лошадей" что-то свежее), Ирина Крутова (а вот эта
обладательница лирического сопрано, студентка первого курса
Ростовской консерватории, как раз порадовала тонким исполнением
редко звучащего романса Сергея Василенко на бунинские стихи "Я -
простая девка на баштане").
Ну, а на долю Ирины Крысановой, недавно окончившей Институт
имени Ипполитова-Иванова в Москве, выпал настоящий успех:
продемонстрированный ею сплав народного и классического вокала,
эмоциональная зрелость в исполнении хрестоматийного "Я ехала
домой" вызвали горячий отклик зала. Не менее бурно приняли
слушатели и солистку Камерного музыкального театра Бориса
Покровского Ксению Вязникову, в чьем страстном (может, несколько
тяжеловато-однообразном) контральто угадывались некоторые черты
манеры неподражаемой Вари Паниной.
Лидером же, по коллективному мнению жюри, стал певец-баритон
Александр Коренков. Действительно, этот студент Московской
консерватории (класс Анатолия Лошака) в свои 22 года предстал как
практически зрелый мастер, исполнив-прожив весьма сложные романсы
"Мне грустно" Даргомыжского и "Нет, только тот, кто знал"
Чайковского. Он обеспечил себе путевку в финал "Романсиады".
Признаюсь, это решение далось арбитрам (среди них наши добрые
друзья Алла Баянова, Николай Сличенко, Валентина Пономарева,
Аристарх Ливанов, Валерий Барынин, а также композитор Людмила
Лядова и солистка Большого театра Наталья Герасимова) очень
нелегко. Ведь по-своему интересны почти все конкурсанты. Вот,
например, 23-летняя солистка петербургской "Детской филармонии"
Людмила Маркова, чье исполнение романса Шварца-Окуджавы "На ясный
огонь" заставило подумать о нерядовых драматических способностях
этой "гитарной" певицы. Подозреваю, что исполнительница далеко не
раскрыла все свои возможности - но для этого в избранном ею жанре
нужен яркий современный репертуар, наподобие того, например,
который создает талантливый московский автор и исполнитель,
лауреат "Романсиады-97" Максим Сытник. Попытался на правах
старшего коллеги познакомить вокалистов - авось заладится
сотрудничество.
Вот наглядное свидетельство того, что в "Романсиаде", как и в
недавно закончившейся Олимпиаде, важно участие, а не только
победа. Ибо на конкурсе обретаются творческие партнеры, опыт,
наконец - широкая публика, поскольку соревнование идет в
концертных залах и, что особенно важно, транслируется по
телевидению. Благодаря последнему обстоятельству, кстати, и вы,
дорогие читатели, можете, как и в прежние годы, познакомиться с
героями "Романсиады-2000", назвать в письмах обладателей ваших
симпатий. Следите за программами телеканала ТВ Центр. Эти
передачи, как всегда, с присущим ей мастерством и обаянием будет
вести пианистка и музыковед Галина Преображенская.
Сергей БИРЮКОВ, музыкальный обозреватель "Труда", член жюри
"Романсиады".




03-10-2000, Труд