TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Вера васильева: любящий - невиновен

Когда произносишь ее имя, люди улыбаются. Может, потому, что
вспоминают ее (и свою) молодость, когда с экранов дарили улыбку,
щедро делились своим счастьем простые, светлые героини "Сказания
о земле сибирской", "Свадьбы с приданым" и других фильмов.
Проходит время, меняется многое, но, кажется, не меняется Вера
Васильева - светлый человек, замечательная актриса, обаятельная и
мудрая женщина, отметившая только что свой юбилей.
- Вера Кузьминична, на пороге вашего юбилея вас замучили
просьбами об интервью. Какие, на ваш взгляд, важные вопросы вам
так и не задали?
- Пожалуй, обо всем, о чем положено говорить в интервью, меня
спрашивали. А остальное: Кому интересно, могут прочесть недавно
переизданную мою книгу, дополненную новыми размышлениями,
рассказом о ролях последнего десятилетия. Человек с возрастом
меняется, и иногда то, что кажется очень важным в одном возрасте,
с годами не то что обесценивается, а просто теряет свою важность.
Книга называется "Продолжение души". Я считаю, что в этом - суть
нашей профессии: в юности мечтаешь об одних ролях, с возрастом,
когда появляются шрамы на сердце, - хочешь сыграть другие:
Свойства твоей души все время переходят, переливаются в свойства
души героя, которого играешь, через которого пытаешься выразить
себя.
- Вера Кузьминична, вам часто пишут зрители?
- Сейчас меньше. Во-первых, потому что мы теперь лишены
гастролей, а это резко сужает аудиторию. Но когда бывают
творческие встречи, много пишут записок, по окончании вечера люди
подходят, делятся своими мыслями, а не только высказывают
комплименты. Ведь на таких вечерах не закрываешь себя ролями, в
живом общении можно высказаться, ответить на вопросы.
- Известно о вашем сотрудничестве с орловским театром. Есть
что-то очень светлое, идущее от старого понятия актерского
братства, когда московская звезда не просто приезжает в город
сыграть спектакль, а проводит интересную работу со своими
коллегами.
- Да, сейчас больше принято ехать в провинцию за заработком
или просто блеснуть:
- А как эта работа начиналась?
- На театральном фестивале русской классики Борис Голубицкий,
главный режиссер Орловского театра, увидел меня в "Воительнице" и
предложил Борису Александровичу Львову-Анохину перенести
спектакль в Орел, чтобы я играла с другими исполнителями и в
других декорациях. На репетициях я сблизилась с актерами, и в
одном из разговоров с Голубицким возникла идея постановки "Без
вины виноватых". Я очень хотела сыграть Кручинину, и оказалось,
что мы с Борисом Наумовичем хорошо понимаем друг друга. Я
приезжала на все репетиции - дня на четыре, потом возвращалась
играть в Москву, потом опять появлялась: Это был значительный
период совместных творческих поисков. Так же было у меня с
"Вишневым садом" в Твери. Я 10 лет играла Раневскую, почти 10 лет
- Кручинину.
- С кем из режиссеров вам хорошо работалось?
- Кроме названных, с молодым режиссером Андреем Сергеевым. В
Новом драматическом театре он поставил "Ассамблею" П.Гнедича, где
я сыграла боярыню Пехтереву, и "Блажь" А.Островского. Обе эти
роли были для меня открытием меня самой. Боярыня Пехтерева -
такая сильная, самоуверенная, властная, роскошная женщина, а я
себя такой не воспринимала. Но благодаря молодому режиссеру я
становилась в роли все раскованнее, все увереннее: И образ
Сарыповой в "Блажи", на мой взгляд, очень интересный. Я поначалу
просто жалела свою героиню, а потом стала чувствовать ее как-то
более объемно: ее поздняя любовь - это не просто каприз или
блажь, а своего рода защитная реакция женщины в возрасте. Легче
всего осудить эту стареющую барыньку, влюбившуюся в молодого, но
я, как женщина, как актриса, не осуждаю ее - я хочу, чтобы ее
поняли...
Я не могу осуждать человека, когда он любит, понимаете? Для
меня, когда человек любит - значит не виноват. Может быть, я до
такой степени обожаю свою героиню в "Священных чудовищах" еще и
потому, что она способна на такую силу любви! Кроме того, я рада
была работать с очень интересным режиссером Александром
Вилькиным, который знал меня по "Вишневому саду" в Польском
театре (он ставил спектакль, а я была приглашена на гастроли в
роли Раневской). И когда мы начали работать над "Священными
чудовищами", я все время чувствовала, что он верит в меня. Когда
я этого не чувствую, я работать не могу, предпочитаю отказаться
сразу.
- Это и к кино относится?
- Знаете, о кино я мало думаю. Я мало снималась в интересных
для меня ролях:
- Но в восприятии зрителей вы все равно остаетесь звездой
кино.
- Наверное, потому, что эти фильмы все видели, и это были
прелестные картины по своей душевной интонации. А следующие
работы только что-то добавляли к этому. А любимой роли в кино,
где я раскрылась бы достаточно полно, у меня так и не оказалось.
- А в театре?
- Их много. Сейчас в своем театре играю совсем мало. В планах,
правда, есть новая постановка. Сергей Арцибашев приступает к
репетициям пьесы Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок", где я
сыграю жену героя, которого репетирует Александр Ширвиндт.
- Вера Кузьминична, вы много лет ведете общественную работу в
социально-бытовой комиссии Союза театральных деятелей России:
- Я рада, что попала в эту комиссию, потому что она основана
на прекрасных традициях милосердия и добра. Сейчас многое
усложнилось - денег до обидного мало, но мы все же стараемся
помочь людям. Наша главная забота - два дома ветеранов сцены, в
Москве и в Санкт- Петербурге. Если человек отдал свою жизнь
нашему делу, он должен быть спокоен за свое будущее. Создание
благотворительного фонда "Бенефис" дает возможность реальной
помощи тем, кому требуются лечение, отдых.
- Какие качества в человеке вы цените больше всего?
- Чувство долга, например. И, конечно, я очень ценю такие
качества, как совесть, доброта, порядочность, бескорыстие. Сейчас
в людях воспитываются "бойцовские качества", внушается мысль, что
никто никому ни в чем не поможет, и человек становится жестче,
прагматичнее. Я же верю в человеческие идеалы, в то, что мы
должны помогать друг другу. На том и стою.
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ.




03-10-2000, Труд