TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

трансбункер в выигрыше, партнеры - в трансе

В последние месяцы российские финансовые рынки то и дело
сотрясаются крупными скандалами, причина которых - в одном и том
же феномене: весьма солидные с виду бизнесмены периодически
"подставляют" своих коллег, где впрямую, а где исподтишка нарушая
отечественное и международное законодательство. Самое странное,
что все это обычно сходит им с рук.
Место действия одной из свежих историй - Хабаровский край,
легендарный Ванинский порт. Здесь почти десять лет назад было
создано акционерное общество "Трансбункер" - компания прибыльная
и перспективная. Почему прибыльная? Для людей, неискушенных в
нефтебизнесе, стоит рассказать об этом чуть подробнее.
Когда нефтеперерабатывающие заводы Сибири и Дальнего Востока,
как и многие другие предприятия бывшего СССР, получили право
самостоятельного выхода на внешний рынок, возник дефицит портовых
мощностей по перевалке экспортных нефтепродуктов. Тогда восемь
государственных предприятий, среди которых были четыре крупнейших
нефтеперерабатывающих завода, Сахалинское морское пароходство, ну
и, разумеется, сам Ванинский порт, решили организовать огромную
"бензоколонку", куда можно было бы доставлять топливо по железной
дороге. А затем перегружать его на танкеры западных и
отечественных нефтяных компаний.
Главный инженер порта И. Сандлер взялся организовать "базис" -
и вскоре с его помощью за символическую плату АО "Трансбункер"
получило в аренду нефтебазу Ванинского порта.
Нефтеперерабатывающие заводы, крайне заинтересованные в отгрузках
нефтепродуктов на экспорт, стали бесперебойно снабжать АО всем
необходимым, включая как денежные вливания (в виде кредитов), так
и топливо. Поначалу средств не хватало: львиная доля прибыли,
полученной от продажи нефтепродуктов, уходила на уплату налогов.
Тогда, в 1992 году, в "Трансбункер" и пригласили
профессионального налоговика И.Сидорова. С его помощью АО, что
называется, начало тянуть одеяло на себя.
Постепенно весь портовый бизнес сосредоточился в руках
руководства АО "Трансбункер". Ванинские танкеры остаются без
работы, и бизнесмены покупают их в собственность АО по цене
металлолома. С началом приватизации крупные пакеты акций уходят к
И. Сандлеру, И. Сидорову и гендиректору С. Пугачеву, которые
получают фактически полный контроль над "Трансбункером".
На очередном собрании принимается решение провести
дополнительную эмиссию акций и продать их частным лицам по
мизерной стоимости. Все попытки представителей
нефтеперерабатывающих заводов, внесших решающий вклад в
строительство нефтебазы, противодействовать такому напору терпят
неудачу. К их мнению просто не прислушиваются. Через год
процедура повторяется, пакеты предприятий-учредителей практически
обесцениваются. Затем АО превращается в ЗАО. Параллельно на Кипре
открываются еще две оффшорные компании: "Erbs Shipmanagement Ltd"
и "Limmoil Trading Ltd", учредители которых - все те же Сандлер,
Пугачев и повышенный до должности финансового директора Сидоров.
Главой "Лиммойла" становится однокашник Пугачева по Одесскому
институту инженеров морского транспорта Маламен. Начиная с 1999
года все внешнеторговые контракты в Ванино проводятся только
через эту компанию. Бизнесмены начали заключать сделки сами с
собой, где занижая, а где и завышая цены в свою пользу.
В последние годы Сандлер и Пугачев довольно успешно скупают
акции у мелких и средних акционеров. В списке крупных держателей
акций тем временем появились дочь Сандлера и жена Пугачева. А в
апреле прошлого года в нарушение положения о закрытых акционерных
обществах, руководители "Трансбункера" приняли в число акционеров
тот самый кипрский "Limmoil" и продали ему 9,9 процента акций
ЗАО.
"Как же такое могло получиться? - вопрошали представители
нефтеперерабатывающих заводов. - Ведь по правилам эти акции надо
было сначала предложить нам, и мы бы взяли - не сомневайтесь..."
Но их протесты и на сей раз остались гласом вопиющего в пустыне.
Удаленность поселка Ванино от краевого центра, видимо,
вскружила голову руководителям "Трансбункера". В последнее время
стало происходить следующее. Нефтяная компания завозит топливо на
базу, через неделю подгоняет танкер, а ей и говорят: так на днях
ваш же танкер все и вывез. Правда, недавно этот прием попытались
провести против одной из серьезных западных фирм. Иностранцы,
недолго думая, подали заявление в Главное управление по борьбе с
экономическими преступлениями МВД России. Жаловались не только на
подмену "Трансбункером" декларируемого топлива, но и на другие
нарушения действующего законодательства. ГУБЭП прислало в Ванино
ревизию...
Руководители "Трансбункера" задумали новый масштабный проект.
Они решили построить собственный НПЗ. С НПК "Кедр" был заключен
договор на комплектную поставку, пуск, наладку и сдачу в
эксплуатацию установки по производству и приготовлению топлива
для судовых двигателей. Сумма сделки значительно превышала 50
процентов активов общества. Стало быть, на ее заключение
требовалось согласие остальных акционеров. Но ничего этого
сделано не было. Акционеры ЗАО посылали одно письмо за другим с
требованиями объяснений и "наилучшими пожеланиями успехов и
взаимопонимания". Как можно догадаться, все эти послания остались
без ответа.
Впрочем, не стоит полагать, что руководители "Трансбункера" не
слишком тщательно рассчитали возможные последствия рискованной
сделки. Не исключено, что просто тут работает еще одна
традиционная схема - запустить заведомо провальный проект и
обанкротить предприятие.
В последнее время президент ЗАО "Трансбункер" Пугачев проводит
интенсивные переговоры в Москве с потенциальными покупателями
предприятия, пытаясь избавиться от 36 процентов ЗАО
"Трансбункер". Зададимся вопросом: сообщаются ли при этом деловым
партнерам истинные причины спешной продажи солидного пакета акций
предприятия?
В краевое отделение Федеральной комиссии по ценным бумагам уже
поступило заявление обманутых акционеров, требующих признать
перепродажу акций ЗАО "Трансбункер" - "Limmoil" незаконной.
Теперь дело за официальными инстанциями. В который уже раз им
предстоит доказать, что закон в нашей стране превыше всего.
Владислав СИЛАНТЬЕВ.




03-10-2000, Труд