ЗАКОН АРХИМЕДА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ, НО ПОМНИЛ ЛИ ЕГО ФОРМУЛИРОВКУ КАПИТАН ПАРОМА ЭСТОНИЯ? Недавно прочитал в Труде материал, где высказывается очередная версия гибели парома Эстония
Она достаточно
правдоподобна. Но при всем многообразии сейчас и ранее выдвинутых
предположений одна из главных, на мой взгляд, причин затопления
парома остается как бы "за кадром".
Паром "Эстония" затонул там, где рельеф морского дна как бы
ступенчатый: в одном месте глубина 54 метра, а чуть дальше - уже
86 метров. Вполне можно предположить, что в какой-то момент
глубина под одной частью днища парома оказалась, скажем, 54
метра, а под другой - 86. Следовательно, под судном создалась
большая разница плотности воды. При нормальном движении корабля
такой рельеф вряд ли имеет значение. Но тут зловещую роль сыграл
шторм. Он затормозил движение, вследствие чего паром неминуемо
должен был накрениться в ту сторону, где плотность воды под
днищем намного меньше. Как результат - сместился центр тяжести, а
удары высоких волн довели крен до сверхкритического значения.
Создалась ситуация, когда в силу вступает закон Архимеда,
гласящий: "Если вес тела больше поддерживающей силы, тело
тонет".
Есть еще один немаловажный фактор - подводное течение.
Представьте, по кромке шоссе движется автомобиль с каскадером
в качестве водителя. Левые колеса машины идут по шоссе, а правые
- несутся над кюветом. Стоит только затормозить, и автомобиль
свалится в кювет. Схожая ситуация возникает и с судном,
движущимся в том месте моря, где рельеф дна имеет ступенчатую
конфигурацию и где наличествуют быстрые подводные течения.
Наверняка на такие же, как говорится, грабли наступил и
финский траулер, затонувший там же в марте этого года.
Хамит ШАНДЕР.
03-10-2000, Труд