TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Нынче в школе первый класс вроде института

Уважаемая газета, в сельской школе я учительствовала более 40
лет, поэтому то, о чем пишу, знаю не понаслышке. Очень
своевременно наше правительство взялось за народное образование,
за школьную реформу. Хотя на моей памяти уже была подобная
реформа в 60-х годах, результатом которой явился лозунг "Реформа
- это мы", т.е. главный упор был сделан на отношение учителя к
своей работе.
Педагоги поднапряглись, а, впрочем, никаких существенных
изменений в обучении школьников не произошло. Потом -
перестройка, так называемые демократические преобразования.
Появилась масса "разноликих" предметных программ, учебников на
выбор. Заговорили об индивидуальном подходе к изложению учебного
материала, смысл которого как хочу, так и излагаю. Учитель
растерялся: что выбрать? Учебник вроде бы ничего, но к нему нет
программы, есть программа, но нет соответствующего учебника.
Началось комбинирование, выбор материала, иногда сомнительного
свойства, сразу из нескольких учебников. Недаром премьер-министр
М. Касьянов, увидев недавно учебник "Истории России" для старших
классов, пришел в ужас. А чего стоит, например, один из
альтернативных учебников географии "Население и хозяйство России"
для 9-го класса под редакцией А.И. Алексеева и В.В. Николина с
массой абсолютно ненужной информации.
Здесь, к примеру, есть такой раздел - "ВПК", который учителя
географии единодушно назвали "находкой для шпиона". Подробнейшим
образом описано размещение и производство нашей оборонной военной
техники. Зачем это детям? На кого рассчитывали авторы? К тому же
многие учебники увесистые и большого формата, в портфель не
укладываются. И вот идет ребенок в школу, как груженая лошадь: за
спиной ранец, в левой руке - сумка со спортивным костюмом и
сменной обувью, в правой - пакет с книгами.
За долгие годы работы в школе я поняла: основная задача
учителя - научить детей мыслить, соображать, логически излагать
свои мысли, уметь выбирать главное (рациональное зерно), делать
на каждом уроке пусть маленькие, но личные открытия, которые
вселяли бы интерес к учебе, придавали детям уверенность в своих
силах.
Постановление правительства о перестройке народного
образования я бы пока остереглась назвать реформой, но наведением
порядка в образовании и его дальнейшем продуманном развитии - да!
И дело тут не только в одном повышении зарплаты учителям. Много
работы предстоит Министерству образования РФ, Российской академии
образования, психологам, медицинским работникам и другим
государственным структурам. Ведь за всем этим - наши дети, их
интерес к учебе, здоровье и воспитанность. Дай Бог, чтобы
задуманное было выполнено.
Антонина Жукова.




03-10-2001, Труд