TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Цена алчности слишком высока

В последнее время на разных каналах, подобно смерчу, пошли
крушить все рейтинговые рекорды передачи, главным и, пожалуй,
единственным содержанием которых является игра на деньги. Сначала
"О, счастливчик!" (НТВ), затем его близнец "Кто хочет стать
миллионером?" (ОРТ), "Антимония" (ТВЦ), а в только что
наступившем сезоне - "Алчность" (НТВ) и "Слабое звено" (ОРТ). Еще
до Нового года ворвется в эфир снятая на далеком, затерянном в
океане необитаемом острове жестокая игра на выживание, где
победитель получит солидную сумму...
Величина сумм завораживает не только зрителей, но и критиков.
Все мы, наблюдая стремительный рост призовых денег, напрямую
связываем успех этих передач с количеством нулей в цифрах
выигрышей. Иногда сетуем на примитивность положенной в основу
популярных телеигр драматургии. Но не задумываемся об их, если
так можно сказать, "философии".
Ведь до появления названных игр наградой за победу никогда не
были деньги - только предметы, подешевле или подороже: косметика,
бытовая техника, турпутевки. Они воспринимались как сувениры от
спонсоров и вроде бы ни в чем не затрагивали самолюбия ни
играющих, ни зрителей. Та трогательная, домашняя атмосфера,
которая царит в студии во время "Поля чудес" - с рассказами
играющих о своей жизни, с передачей приветов родным и близким, с
подарками ведущему - заставляет забыть о стоимости разыгрываемых
вещей.
Другое дело, когда на кону стоят аккуратно упакованные в тугие
пачки новенькие купюры. Тут уж совсем по-иному чувствуют себя
люди - ведущий, с одной стороны, и играющие - с другой. И от их
отношений зависит, какой осадок останется от увиденного в душах
миллионов зрителей.
Вспомните, каким выглядел Дмитрий Дибров, ведущий
"Счастливчика". Он казался непроницаемым, холодным распорядителем
капиталов. Нагнетал напряжение в студии. Многозначительно
объявлял рекламные паузы, чтобы заставить людей как можно дольше
трепетать в неведении.
В отличие от него Максим Галкин ("Кто хочет стать
миллионером?") гораздо доброжелательнее и мягче. Кажется, он
понимает то состояние, в котором находятся игроки, да и
сочувствующие им зрители. Каждый правильный ответ он
поддерживает, а выигравшего провожает искренними поздравлениями.
Впрочем, и у Диброва, и у Галкина отношение к человеку,
ринувшемуся с головой в поиски миллиона, вполне приличное: по
правилам игры ему помогает подсказкой студия, он может по
телефону обратиться за помощью к друзьям, в конце концов, тут же
рядом сидит кто-то из близких, что тоже немаловажно для
поддержания духа.
А вот в играх на деньги нового сезона покруче. Человек в них
становится более бесправным, а подчас и униженным. Судите сами. В
"Алчности" после отбора, проведенного до эфира, происходит еще
один - уже в кадре. Почему-то в студию приглашают не пятерых,
которым предстоит играть, а шестерых. Одного из вышедших в финал,
возможно, для острастки остальных публично изгоняют еще до начала
игры.
Оставшиеся, впрочем, хоть и названы высоким словом "команда",
на деле остаются одиночками. Мало того, их рассаживают в студии
таким образом, чтобы они не имели возможности общаться друг с
другом. А потом в одном из раундов предлагают по жребию кому-то
из игроков схватиться с капитаном, понятно, за деньги. Отдельные,
не командные.
Принцип "человек человеку - волк" получил дальнейшее развитие
в стартовавшем на минувшей неделе "Слабом звене". Здесь уже нет
необходимости представлять игроков как "команду": каждый из
девяти участников бьется исключительно за себя одного. И не
стесняется в выборе средств: после каждого эпизода игроки
изгоняют кого-то из своих рядов. Причем не тайным голосованием, а
открыто.
Ведущая, свирепая дама, облаченная во все черное, не
удовлетворяется результатами голосования, требуя еще и
развернутых комментариев. Игроки вынуждены поносить своего
недавнего товарища. Зато и покидающие игру получают возможность
сказать все, что они думают об оставшихся. В последнем выпуске
один уходящий, забыв о приличиях, разразился в эфире грубой
бранью, где слова "козлы" и "придурки" были, пожалуй, самыми
"ласковыми" из тех, что довелось услышать телезрителям.
Замечу, "Слабое звено" идет не в прямом эфире, а в записи.
Грубости эти вполне можно было вырезать при монтаже. Не вырезали,
потому как недоброжелательность, возникающая между игроками,
входит в "джентльменский набор" новой игры на деньги. Хотя, если
присмотреться, не столь уж она и новая - точно такая же
"пулеметная" викторина, ограниченная временем, отведенным для
ответов, была несколько лет назад в эфире того же канала. Тогда
ее по воскресеньям вел кавээновец Михаил Марфин - мягко,
участливо. А играли в ту пору по две семейные команды: они сидели
на диванах друг против друга и старались за минуту времени дать
как можно больше верных ответов. Потом получали недорогие, скорее
служащие напоминанием об игре, нежели наградой за победу, призы.
Времена меняются стремительно. Теперь, говоря словами
классика, "люди гибнут за металл". И не замечают, как погоня за
шальными деньгами оборачивается моральными издержками,
деформацией личности. Потерями того, что не купишь ни за какие
деньги.
Анри Вартанов.




03-10-2001, Труд