Анатолий овсянников, зеленый пропуск в вуз
В НАШИ ДНИ МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ протопал бы от холмогор до москвы
напрасно: таким, как он, образование не по карману.
Прозвучал последний звонок. Отшумел выпускной вечер. Более
миллиона двухсот тысяч молодых россиян, полных надежд и мечтаний,
сказали своим учителям прощальные слова. Никто не знает, как
конкретно сложится дальнейшая жизнь сегодняшних выпускников. Но
можно с уверенностью сказать, что индивидуальная судьба каждого и
судьба страны лет так на 20- 25 предопределены их ученическими
годами. И школьными, и студенческими - ведь немалая часть
выпускников уже сегодня стали абитуриентами высших учебных
заведений.
В прошлом году в вузы России было принято 730 тысяч молодых
людей. Пытались поступать 833 тысячи. Как видим, шанс стать
студентом оказался достаточно высоким. Однако здесь не все так
просто. Мы давно и широко декларируем равные возможности
получения образования для всех. Но какие же равные, если из года
в год растет число молодежи, поступающей на платное обучение. Уже
в прошлом году это была половина всех ставших студентами.
На платные отделения государственных вузов или в
негосударственные университеты поступить сравнительно просто. Но
учиться дорого. Обучение там стоит от 500 до 7000 долларов США в
год. Чем лучше обучение, тем, естественно, дороже. По существу, в
России уже создана индустрия платного высшего образования. В этом
секторе, по самым осторожным оценкам, ежегодно вращаются деньги,
равные 400-420 миллионам долларов США.
Родительский "кошелек" нужен и для поступления в элитный вуз
на бесплатное обучение престижной специальности. Это удается тем,
кому "повезло" с детства вытащить счастливый билет: у отца или
матери есть связи, они смогли оплачивать дорогих репетиторов,
наконец, ребята жили в Москве, где и возможностей побольше. Если
ты не Ломоносов или кто- нибудь вроде него, поступить в хороший
вуз на бесплатное обучение очень тяжело. В той или иной форме
нужно платить. Бюджетные места в элитных вузах на престижные
специальности стали нынче товаром, причем достаточно ходким и
дорогостоящим.
Как это ни грустно, мы имеем все основания говорить о том, что
хорошее высшее образование практически недоступно для широких
слоев населения. Для них остаются вузы попроще, специальности
малопопулярные. Уже сегодня 58 процентов студентов всех
российских вузов - это выходцы из экономически преуспевших слоев
- согласно нашим исследованиям таких всего 23 процента населения.
Оставшиеся 42 процента выросли в семьях куда менее благополучных
- таковых в России 77 процентов. Чувствуете разницу?
По существу, в стране созданы две системы образования: для,
фигурально выражаясь, наследных принцев и для наследных нищих.
Для первых доступны самые качественные образовательные стандарты
в лучших вузах в стране и за рубежом. Для вторых простенькое,
дешевое обучение. И что самое грустное - без перспектив быть
востребованным потом.
Образование, которое не столько даст профессию на всю жизнь,
сколько позволит занять время, которое после школы заполнить
нечем.
Если у выпускников престижных вузов еще есть перспектива найти
работу после защиты диплома, то для тех, кто окончил рядовые
учебные заведения, это просто не реально. Судите сами.
Конъюнктура рынка труда складывается сегодня самым
неблагоприятным образом. Эксперты из Института
социально-экономических проблем народонаселения РАН считают, что
нынче реально безработными уже являются 20 миллионов человек - 7
из них признаны таковыми официально, 13 миллионов - скрытая
безработица. И хотя, по официальной статистике, уровень
безработицы у нас считается равным 9-10 процентам, на самом деле
он, несомненно, выше.
Предложение на рынке труда значительно превышает спрос.
Отметим:
предложение квалифицированного труда, что имеет прямое
отношение к выпускникам вузов. Вот некоторые оценки. По данным
федеральной службы занятости России, за прошлый год число
безработных инженеров проектных и научных организаций уже
превысило 10 процентов их реальной численности, равной примерно
650 тысячам человек. Значительно уменьшился спрос, еще недавно
большой, на юристов, специалистов страхового, кредитного дела,
работников в области менеджмента, информатики. Наиболее
неблагоприятны перспективы трудоустройства для выпускников
инженерных вузов.
По данным Минобразования России, в 1993 году дело по
специальности нашли себе 80 процентов молодых людей, окончивших
вузы, а в 96-м - лишь 68 процентов. Особенно непросто было
устроиться юношам и девушкам, получившим естественнонаучные
специальности, - только 28 процентов из них трудоустроены,
гуманитарные - нашли работу 34 процента, технические - трудились
только 43 процента выпускников. Совсем катастрофическое положение
у тех, кто окончил сельскохозяйственные учебные заведения,
востребованными оказались лишь: два процента молодых людей.
Спад производства у нас наиболее заметен в наукоемких
отраслях:
фактически ликвидировано производство вычислительной техники,
средств автоматики (сокращение по сравнению с 1991 годом здесь
равняется 94 процентам!). Для каких же отраслей предстоит вузам
готовить своих выпускников? Создавать специалистов "на экспорт" -
тех, что будут искать достойную их работу за рубежом? Или обучать
"инженеров-отверточников" для обслуживания производств сборки
импортных компьютеров, радиотехнических приборов, автоматов,
автомашин? А скорее всего, вообще прекратить обучение инженеров в
области высоких технологий, естественных наук, сельского
хозяйства?
К сожалению - или к счастью (не знаю, как и определить) -
здесь не обходится без парадоксов. Образованные люди стране не
нужны, выпускники не востребованы. Надежды получить работу по
специальности у россиян все меньше. Вузам впору закрываться. А
высшая школа, как это ни странно, преодолела спад, характерный
для начала 90-х годов, и постепенно наращивает свой потенциал.
Стремительно расширяется негосударственный сектор высшего
образования, уже в 1997 году в стране работало 1302 коммерческих
вуза - 34 процента их общего числа. Начиная с 1995 года снова
начало расти число студентов. Вот характерная таблица.
В чем же дело? А в том, на мой взгляд, что наша высшая школа в
значительной мере потеряла статус и предназначение "кузницы
кадров", а все больше и больше становится социальной, как бы это
сказать поточнее, "камерой хранения", куда стремится молодежь,
для которой стало просто невозможно найти работу в 17-18 лет и
которая не хочет идти в нынешнюю "страшную армию".
Приведу еще одну таблицу. Она свидетельствует о мотивах,
побуждающих молодых людей идти в высшие учебные заведения.
Что и говорить, роль отстойника не самая завидная, но все же в
нынешних условиях она позитивна. В лихую годину, когда все дороги
перекрыты, лучше идти в вуз, нежели быть безработным, болтаться
по улицам, приобщаться к наркобизнесу и криминалитету.
Образование никогда не бывает избыточным. Чему бы ни учили, чему
бы ни научился сам - пригодится в жизни. Ведь не всегда же знания
будут невостребованными.
Спрос на специалистов, образованных людей может появиться лишь
тогда, когда в стране начнется производственный рост, возрождение
всех отраслей хозяйства. Работа вуза напрямую связана с
отечественным производителем, так помогите ему! Нужна
защитительная система таможенных тарифов, новая, стимулирующая
развитие налоговая система. Государство не имеет права тратить
бюджетные средства на покупку импортных товаров. Нужно, наконец,
наращивать производство в первую очередь хотя бы там, где мы
конкурентоспособны, - в космосе, авиации, судостроении,
энергетике.
Начнется оживление в промышленности, и благодарная высшая
школа будет ей активной помощницей. Ведь все наши надежды связаны
с тем, что новые поколения будут более образованными, чем их
предшественники, и сумеют дать толчок прогрессу в стране.
Петр Столыпин еще в 1908 году, представляя Государственной
Думе программу возглавляемого им правительства, говорил:
"Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия
экономического благосостояния населения, правительство ясно
отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока
просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту".
Мы забыли эту заповедь. И десять лет платим тяжелейшую цену за
свое равнодушие к системе образования.
Напомню: самое дорогое - это дешевое образование. Дорогое
потому, что платить приходится разрухой, ростом преступности,
революциями, духовной опустошенностью народа.
08-07-1999, Труд