Выход из тупика есть
За последний год в периодической печати опубликовано много
статей, касающихся состояния и развития как отдельных
предприятий, компаний, так и нефтяной отрасли в целом.
Сегодня уровень российской экономики таков, что стоит вопрос о
путях выживания государства в целом. При этом серьезные ученые
понимают: пожалуй, единственной возможностью возродить экономику
России является использование средств, поступающих от реализации
продукции "сырьевых" производств, и в первую очередь за нефть,
нефтепродукты и др.
Вместе с тем системный кризис, охвативший все отрасли
экономики, не позволяет делать реальные практические шаги в
области повышения эффективности разведки, добычи, переработки и
реализации нефтяной отрасли, этой практически основной
составляющей дохода государственного бюджета.
За время, прошедшее с 1991 года, после обвального падения
добычи нефти в России и фактического прекращения государственных
инвестиций в геологоразведочные работы, так и не разработана
государственная политика, не сформирована система эффективного
государственного регулирования в нефтяной промышленности. А ведь
она одна из основных бюджетообразующих отраслей российской
экономики.
В сложившихся условиях нефтяные компании, как правило,
заинтересованы в максимально быстром получении прибыли любой
ценой, и в этом их интересы резко расходятся с интересами
государства, что подрывает воспроизводственные процессы в
отрасли, ведет к сворачиванию инвестиционной активности и
неоправданному росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Противоречия между объективными целями государства и частными
интересами нефтяных компаний привели к образованию больших
диспропорций в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях.
Сложилась большая недогрузка нефтеперерабатывающих и
нефтехимических предприятий из-за резкого сокращения внутреннего
платежеспособного спроса. Существенно затруднено управление
отраслевой наукой. Резко ослаблен контроль над выработкой единой
научно- технической политики.
Все имевшие место попытки разработать концепции
функционирования и развития нефтяной отрасли были крайне
односторонними и выполнялись практически всегда в соответствии с
политическим заказом. При анализе опубликованных и высказанных
обоснований целесообразности проведения преобразований отрасли
становится видно, что отсутствует четкая научно обоснованная
концепция структурной перестройки, отражающая комплексный и
максимально объективный подход к проблеме повышения эффективности
нефтяного комплекса России, который должен включать в себя
следующие критерии:
- эффективность управления государственными активами, включая
процедуры слияния, поглощения, присоединения и прекращения
деятельности компаний в нефтяной отрасли;
- единый критерий оценки экономической эффективности слияния,
объединения или присоединения нефтяных компаний в соответствии с
оценкой реальной стоимости государственного пакета;
- единая политика привлечения российских и зарубежных
инвесторов, в том числе в рамках соглашений о разделе продукции.
Правительством Российской Федерации предпринимались попытки
изменить ситуацию и подготовить предложения по реструктуризации
нефтяного комплекса, базируясь на анализе современного состояния
нефтяного комплекса РФ в целом, имея в виду:
- выявление проблем текущего состояния и развития нефтяного
комплекса;
- формулирование возможных путей их решения;
- разработку предложений по вариантам создания Национальной
нефтяной компании, их оценку с прогнозом возможных последствий;
- разработку предложений по совершенствованию структуры
нефтяного комплекса и условий его функционирования.
Соответствующим решением правительства РФ предполагалось
использовать наработки, имеющиеся в коллективе Научно-
исследовательского института автоматической аппаратуры имени
академика В.С. Семенихина (НИИ АА), в области создания
ситуационных моделей с анализом до 500 входящих факторов.
Кроме того, в НИИ АА имеется уникальная база данных за период
1993 - 1998 годов, содержащая всю оперативную информацию о
деятельности участников нефтяного комплекса России, - ее можно
было бы использовать в названных моделях, естественно, проведя ее
оценку специалистами- экспертами.
Однако данный замысел реализовать не удалось.
В связи с отсутствием четкой стратегии в отношении управления
государственной собственностью в нефтяной отрасли и
несогласованностью в действиях заинтересованных министерств,
техническое задание и проект договора, согласованные на уровне
отдельных управлений Минтопэнерго, так и не были подписаны.
Решения правительства РФ оказались не выполнены.
Тем не менее НИИ АА в инициативном порядке выполняет эту
работу.
Сегодня нами создано информационное хранилище по нефтяному
комплексу России (и частично мировому нефтяному комплексу),
обеспечивающее оперативную аналитическую обработку хранимой
информации по множеству аспектов. Разработаны собственные и
адаптированы к существующим реалиям многочисленные
инструментальные средства моделирования.
Предлагаемая нами работа уже сейчас позволяет на основе
созданных в институте моделей производить оценку и выбор
оптимальных вариантов институциональных преобразований нефтяного
комплекса, а также подготовку рекомендаций по выбранным вариантам
и их оценке с прогнозом возможных последствий.
К сожалению, сегодня в стране нет единого центра по сбору и
обработке текущей информации по нефтегазовому комплексу, а
следовательно, принимаемые управленческие решения по его
преобразованию и функционированию не могут быть достаточно
объективными.
Как человек, достаточно много лет посвятивший созданию и
внедрению больших автоматизированных систем управления, могу
сказать, что создание таких систем прежде всего зиждется на
анализе состояния объекта управления.
Сегодня объективной оценки состояния нефтяного комплекса нет.
Практически прекратилось государственное финансирование
капитальных вложений в воспроизводство минерально-сырьевых
ресурсов и в строительство и реконструкцию крупных
технологических объектов. Это привело к разрыву информационных
потоков и полному отсутствию координации работы нефтегазового
комплекса. Нет, например, даже точной и надежной информации о
количестве АЗС в стране, что мешает планированию налоговых
поступлений.
Серьезной проблемой, препятствующей эффективному сбору и
обработке информации по топливно-энергетическому комплексу,
является отсутствие координации работы разных органов
исполнительной власти, наделенных управленческими и регулирующими
функциями (Минтопэнерго, Минфин, ГНС, Минприроды и др.).
Очевидно, такая координация должна осуществляться Минтопэнерго.
Поэтому первое, что необходимо сделать, - это принять
экстренные меры по завершению создания полной и достоверной базы
данных. Работая с нею, можно моделировать различные варианты
реструктуризации нефтяного комплекса, в том числе создание не
только национальной, но и Транснациональной нефтяной компании.
Выгоды от создания ее убедительно показаны в статье "Выход из
тупика" члена-корреспондента РАН Н. Шмелева, опубликованной в
"Российской газете" 30 июня 1999 г
По возможному экономическому эффекту в России и воздействию на
экономику целого ряда стран идея создания Транснациональной
нефтяной компании, в случае ее реализации, может значительно
превзойти все другие заявленные проекты. Ведь она позволяет с
максимальной выгодой использовать уже осуществленные громадные
капитальные вложения в простаивающие сейчас мощности, а за счет
развития производственной кооперации между странами СНГ в области
добычи и переработки нефти Транснациональная нефтяная компания
как локомотив потянет за собой развитие взаимовыгодного
сотрудничества в смежных отраслях экономики.
В перспективе же для нефтяного комплекса, учитывая его роль в
наполнении госбюджета, необходимо создавать полномасштабную
систему мониторинга (управления) и поддержки принятия
управленческих решений, объединив усилия такого мощного
системного института, как НИИ АА имени академика В. С.Семенихина
и специалистов предметной области Минтопэнерго и нефтяных
компаний.
Все предпосылки для этого, начиная с решений правительства РФ
и возможностей создания соответствующей кооперации, имеются.
БОРИС ЗАЛЕЩАНСКИЙ.
08-07-1999, Труд