Приватизационная усушка
В ИНТЕРЕСАХ ГРУППЫ "ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ".
Не так давно против Самарской подшипниковой корпорации (СПК)
"Шар" возбудили процедуру банкротства. До середины 1995 года
ситуация была удручающая. Акции корпорации не стоили ничего,
бюджет не получал налоги, рабочие сидели без зарплаты и угрожали
забастовками.
После выделения четырех заводов в самостоятельные дочерние
предприятия, перевода основных фондов в финансовые вложения
ослабло налоговое бремя. Ожили два основных завода - Завод
подшипников общего назначения (ЗПОН) и Завод специальных
подшипников (ЗСП). Стоимость их акций, которыми "Шар" гасил
задолженность перед кредиторами, резко пошла вверх.
Пока заводы лежали на боку, никому до них не было дела. Но тут
подключились властные структуры. Со стороны это выглядит,
отмечают наблюдатели, как хорошо отлаженный механизм. Здесь
управление Министерства по налогам и сборам РФ по Самарской
области (УМНС) инициировало банкротство крупного предприятия с
миллиардными активами, но задолженностью. Затем к конфликту
подключилось территориальное агентство по банкротству и был
назначен внешний управляющий. В списке жертв такой же схемы завод
"Стройкерамика" и СПК "Шар" с заводом приборных подшипников
(ЗПП).
Что поразительно, Самарское УМНС не только приложило руку к
запуску процесса банкротства "Шара", но и обвинило потом в этом
руководство концерна. Выражаясь юридическим языком, областные
мытари усмотрели планомерные действия группы лиц по доведению
предприятия до банкротства. В "группу лиц", то есть в совет
директоров "Шара" 95-96 г г , входил в том числе и
вице-губернатор Самарской области Владимир Мокрый, ныне
председатель комитета Госдумы. А сам процесс реорганизации широко
обсуждался в печати и на телевидении. Довольно странно теперь
звучат обвинения в преднамеренном перекачивании средств в
дочерние предприятия. На самом "Шаре" оставалось достаточно
активов, чтобы урегулировать отношения с кредиторами. Точно по
такой же отработанной схеме выводили из кризиса и Самарский
авиазавод, и "Металлург", и "Полимер".
Уже после реструктуризации была проверка Федеральной комиссии
по ценным бумагам и фондовому рынку, а также еще более десятка
проверок других инстанций. Никаких нарушений не обнаружено.
Теперь же почему-то Самарское РО ФКЦБ пытается опротестовать
продажу 17 процентов акций ЗСП, хотя раньше суд уже признал:
спорные акции находились на балансе корпорации "Шар"
неправомерно. Просто у молодого предприятия не было средств на
квалифицированного юриста.
Видимо, люди, которые стоят за банкротством, вместе со
спорными акциями теряют контроль над заводом специальных
подшипников.
С точки зрения самарского обывателя вся эта война имеет
увлекательную скандальную интригу. Сначала проверка из областной
Счетной палаты получила от ворот поворот в областном управлении
налоговой инспекции. Сам руководитель УМНС Александр Бахмуров
теперь дает интервью местным газетам и объясняет, за какое такое
изобретение его жена получила 800 тысяч рублей, отрицает вселение
сына в роскошную квартиру, доказывает свою непричастность к
строящемуся особняку на берегу реки и даче стоимостью несколько
сот тысяч долларов. Попутно ему приходится объяснять
общественности, что УМНС на совершенно законных основаниях
возвращало НДС то Самарскому металлургическому заводу, то ООО
"Кристалл", то корпорации "Тольяттиазот".
Разумеется, дело соответствующих инстанций выяснить, почему
определенные чиновники проявляют в этом деле горячую
одностороннюю заинтересованность. Если же рассуждать
по-государственному, то собственность должна работать эффективно.
Сейчас и ЗСП, и ЗПОН работают с прибылью. И прибыль будет
расти. Предприятия тратят серьезные средства на техническое
переоснащение. Можно сейчас, накрутив штрафы и пени на долги
"Шара", отключить электроэнергию в цехах. И кто выиграет, если
шесть тысяч работников опять не будут получать зарплату, а
бюджеты всех уровней останутся без налогов? Ведь только во втором
квартале ЗСП заплатил налогов 18 миллионов рублей.
Куда ведет банкротство и "санация", видно уже сегодня. По
сообщениям газет, на территории шарикового цеха СПК открывается
крупнейший в городе рынок "Караван". При этом стоимость помещений
цеха "усыхает" с 13 миллионов рублей (балансовая оценка) до двух
миллионов. Далее делается ремонт еще на два миллиона рублей - за
счет самого "Шара". Далее следует ряд изящных комбинаций с
учреждением различных фирм, в результате чего рынок "Караван"
фактически переходит в собственность борцов за "финансовое
оздоровление".
Андрей ГУЛЯЕВ.
04-11-2000, Труд