TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Страсти по баскову

ЖИЗНЬ ПРОВЕРЯЕТ ЛЮБИМЦА ПУБЛИКИ ИСПЫТАНИЕМ "НА РАЗРЫВ".
"Его можно слушать только стоя на коленях...", "2000-й открыл
миру потрясающего исполнителя..." "Певец, возможно, и является
находкой для российской попсы, но в стенах Большого театра
воспринимается как нонсенс... Никогда прежде здесь еще не пели
Ленского так панибратски вольно, на грани фальши, в столь
вульгарной полуэстрадной манере и не вели себя в этой
харизматической роли столь жеманно и пошло..." Явно пристрастные
(скажем мягко) высказывания подобного рода можно множить и
множить - они не могут не поражать своей "полярностью". Изумляет,
что все они об одном человеке - Николае Баскове.
Конечно, всегда вокруг исполнителей, добившихся неожиданного
для многих успеха, особенно певцов, особенно теноров, кипели
страсти. Но даже памятуя об этом, нынешние "страсти по Баскову"
воспринимаешь как нечто из ряда вон выходящее.
Так кто же он такой - новоявленный Карузо или не более чем
удачливый представитель музыкального ширпотреба, волею
обстоятельств вознесенный так высоко?
К сожалению, в нынешней разноголосице мнений, которые доносит
до нас пресса, остро не хватает серьезной и (подчеркну это
необходимое качество критики) доброжелательной оценки творчества
Николая. Сразу после премьеры в Большом театре на него обрушился
"девятый вал" недобросовестных, как под копирку написанных, явно
заказных публикаций, в просторечии именуемых "черным пиаром".
Вместо анализа спектакля, любимейшей роли мирового оперного
репертуара, каковой является роль Ленского, в них содержалась по
большей части безоглядная, размашистая брань. Кому и зачем это
нужно - можно только догадываться. Во всяком случае, у самого
Баскова и его менеджера есть на этот счет свои соображения. Но
горечь ситуации, откровенно замечу, и в том, что дальше ведь было
не лучше: вскоре в ряде печатных органов пошла волна...
безудержного восхваления Баскова, столь же бессмысленная и
"беспощадная"... В этих условиях простому зрителю, а подчас и
профессионалам трудно сложить объективное мнение о певце. Вокруг
него бурным цветом расцветают мифы, то возносящие человека до
небес, то повергающие в прах. Причем неизвестно, что для самого
героя мифов опаснее - огульная хула или неумеренная хвала.
(Обычно - на откровенно дилетантском уровне).
Впрочем, то, что Баскова обожают многие, - не миф, а
непреложный факт. Обаятельный юношеский облик, яркий голос,
любимые мелодии - это-то нужно самой широкой публике всегда.
Клипы, диски, концертные программы молодого певца обречены на
сумасшедший успех. Ведь он, пожалуй, первый, кто посягнул на
нишу, пустовавшую после Муслима Магомаева - певца, соединившего
бельканто с популярной эстрадой и благодаря этому ставшего
всенародным любимцем.
У профессионалов-академистов - свой взгляд на вещи. Мне
удалось поговорить с бывшим солистом Большого театра, а ныне его
исполнительным директором Александром ВОРОШИЛО.
- Стажер нашего театра Николай Басков - очень одаренный
молодой человек, - подчеркивает Александр Степанович - Я бы не
торопился сравнивать его, скажем, с Владимиром Атлантовым, но для
своих 24 лет он уже достиг немалого. На мой взгляд, это певец с
серьезной перспективой. Конечно, его данные нужно развивать:
обаяние молодости проходит. Только обретя настоящее мастерство,
можно обеспечить себе долгую жизнь в профессии. Я не знаю, кто
учил Николая, но у него чувствуется школа.
- Коля, кстати, очень гордится своей учительницей, у которой
занимается уже семь лет. Лилиана Шехова - потомственная певица,
большую часть жизни проработавшая в Московской консерватории. Ее
отец Сергей Шехов когда-то пел у Станиславского в его оперном
театре, потом - в Кировском. Учитель Сергея Константиновича,
Аполлинарий Вишневский, - в свою очередь ученик великого Мазини.
- Артистическая родословная хорошая. Тем не менее Николай не
должен прежде всего терять требовательного отношения к самому
себе. От этого зависит его профессиональное будущее. Надо
работать над произношением, чистотой интонации, мимикой,
жестикуляцией - всем тем, что входит в понятие вкуса.
- Собственно, об этом же пишут и многие критики...
- Да, но в каком тоне! Это, как правило, не заинтересованные
советы, а злорадное, порой просто беспардонное смакование
каких-то недочетов. Было бы странно, если бы у молодого человека,
находящегося, по сути, в самом начале карьеры, их не
обнаружилось. Но складывается впечатление, что с парнем просто
ведут войну на уничтожение.
- Возможно, поборников рафинированной классики раздражает, что
Басков выступает и на эстраде?
- Его право - выбирать тот жанр, который ему ближе. Конечно,
мне как одному из руководителей Большого театра хотелось бы,
чтобы Николай в большей степени, чем сейчас, сосредоточился на
опере. Такого опыта, как здесь, не получишь нигде, и он дается
годами напряженного труда. Все великие вокалисты делали себе имя
в первую очередь на оперной сцене, а уж потом выходили на
эстраду... Я за то, чтобы Николай пел не только в "Евгении
Онегине", но и в других постановках. А работать Басков умеет.
Говорят, будто он с ленцой, не посещал репетиций. Ерунда! Парень
выкладывался, как все. Да он уже второй спектакль "Онегина"
провел заметно лучше первого.
Поверьте мне: через пять лет мы увидим и услышим совсем
другого Баскова, намного превзошедшего свой сегодняшний уровень.
...Что ж, такой прогноз мэтра вокала и менеджмента дорогого
стоит. Он не противоречит и моим наблюдениям, а я знаю Николая на
протяжении уже нескольких лет. Коля - профессионал музыкальной
сцены с детского возраста. Когда-то благодаря дружбе с прекрасным
композитором Ефремом Подгайцем, очень много сделавшим в детской
музыке, я попал на оперу "Когда мы были воробьями" в Музыкальном
театре юного актера, руководимом Александром Федоровым, и обратил
внимание на двух симпатичных мальчишек, отлично исполнявших
главные партии. Один из них был Коля Басков (другого звали
Алексей, и он был не менее ярок как исполнитель - где-то он
теперь?). Следующая встреча с Николаем - уже 19-летним юношей -
произошла на конкурсе "Романсиада", организованном "Трудом" в
1997 году. Звонкий голос певца отдавался в самых дальних
закоулках Остафьевского дворца. То, что перед нами незаурядное
певческое дарование, не вызвало сомнения, по-моему, ни у кого из
членов жюри - ни у Николая Сличенко, ни у Валентины Пономаревой,
ни у Леонида Серебренникова...
Ага, заметит тут въедливый читатель, значит, журналист "Труда"
тоже не вполне беспристрастен к герою своих заметок? Собственно,
я и не намерен скрывать такую свою пристрастность. Критик имеет
право желать своему персонажу успеха. Мне радостно, что вслед за
организаторами "Романсиады" на ее лауреатов Николая Баскова и
Карину Сербину обратила внимание дирекция Большого театра в лице
тогдашнего художественного руководителя Владимира Васильева. Меня
обнадеживает, что, как рассказал сам Николай, после недавней
премьеры к нему обратился представитель продюсерской компании
"Джапан артс интернешнл" с предложением спеть в Японии ряд
ведущих оперных партий, в том числе Каварадосси в "Тоске", Севера
в "Норме", Германа в "Пиковой даме"... Меня горячо интересует,
как юноша справится с этими труднейшими, требующими полной
вокальной, актерской, личностной зрелости партиями, по сравнению
с которыми партия Ленского выглядит лишь трамплином, пусть и тоже
весьма ответственным.
Меня вообще волнует судьба этого совсем молодого парня в нашей
не очень-то по-доброму устроенной жизни. Это - поверьте мне -
сердечный, искренний, отзывчивый человек, который и на гребне
славы остается таким, каким его воспитали родители (спасибо им за
это). Большую часть своей "биографии" он вкалывает как вокалист и
в профессиональных вопросах, подозреваю, куда более сведущ, чем в
людских играх, в которых ему даст фору иной студент-троечник,
прошедший суровую школу выживания... И вот этот романтичный
мальчик оказывается в поле всеобщего внимания: в него вцепляются
журналисты, стремящиеся не столько помочь, сколько покрасоваться
собственной скандальностью, а то и "подмять" от лица какой-то
"группы интересов"; его на разрыв тянут под свои лейблы
политические группировки... Я понимаю: все это в той или иной
степени неизбежно. Тем большая ответственность ложится на того,
кто самой природой или ходом вещей оказался в числе Колиных
опекунов - в семье ли, в музыкальном ли бизнесе (где его делами
занимается продюсерская фирма "Музыка. Совершенство. Красота")...
Наша общая забота - помочь сделать так, чтобы Николай Басков, так
ярко начавший, достойно продолжил карьеру, чтобы он не закрылся
вовсе для критики (ведь немало из того, что пишут рецензенты,
даже самые скандальные, по сути верно, хотя порой и выражено в
недопустимо оскорбительной форме). Тем более - если критику
высказывают весьма авторитетные музыканты.
Например, знаменитый эстрадный композитор Юрий САУЛЬСКИЙ, тоже
признавая у Николая Баскова наличие очень хороших природных
данных, считает, что певец совершает стратегическую ошибку:
- Если бы он сперва зарекомендовал себя в ряде серьезных
оперных работ, - говорит Юрий Сергеевич, - тогда и его успех на
эстраде был бы, с одной стороны, более неожиданным, "сюрпризным",
а с другой - более прочным, опирающимся на профессиональное
умение. Человек с таким талантом должен более ответственно
относиться к себе. Зрелый художник печется о своей репутации. Он
никогда не позволит себе взять в репертуар вещи, которые по
качеству и вкусу ниже, чем то, на что он имеет право как
исполнитель с определенным реноме.
- Но Коля еще очень молод.
- Молодой возраст тут не оправдание. Ты вышел на эстраду -
значит, взял на себя очень серьезную роль. Вспомним, как мы
судили о пении Робертино Лоретти - по самому крупному счету.
Не могу не согласиться с опытнейшим Саульским. Да, Николай
стал звездой. Но есть в искусстве еще более высокое звание -
звание Артиста. Тех, кто собирает стадионы и становится героем
сенсаций, не так уж мало. Настоящих, больших Артистов куда
меньше. Ибо путь к мастерству невероятно тяжел. Его не достигнешь
одними природными данными, какими бы роскошными они ни были. К
нему не приведет сама по себе и поддержка продюсеров. Только
труд: самоотверженный, неустанный, мучительный, вдохновенный - на
всю жизнь. Я надеюсь, что Николай Басков - в начале именно такого
пути.
Сергей БИРЮКОВ.




04-11-2000, Труд