TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

АЙДА ИЗ ЕВРОПЫ НА ТРАКТОРЕ! На списанном тракторе Беларусь супруги Коссе добрались из Магаданской области в родное украинское село

Через ручьи,
перевалы и болота они тащили за собой вагончик с добром и
дизтопливом весом в 12 тонн. За 56 дней путешественники
преодолели 6653 километра. В Сусуманский район, который на тысячу
километров севернее Магадана, Юрий Коссе поехал на заработки. Да
и тоскливо было на душе после смерти любимой жены. Работал в
животноводческом совхозе на тракторе, растил двух дочек, когда
встретил бойкую и хорошенькую повариху Майю. Новая семья, где
было уже трое дочерей, зажила счастливо, не предполагая, какой
сюрприз их ждет на родине. С Украины пришло тревожное письмо:
"Приезжайте срочно в колхоз, иначе землю не дадут". А ведь именно
с этой мечтой - заработать денег на свою технику и усадьбу -
отправлялся Юрий на Север. Казалось бы, чего в таком случае
раздумывать: садись на поезд - и назад, в родное украинское село.
Но буквально за год до тех событий Юрий выкупил в совхозе
списанный трактор "Беларусь", любовно перебрал его своими руками
по железным косточкам. Поначалу идею мужа возвращаться домой на
тракторе Майя Васильевна восприняла как шутку. Но когда увидела,
что тот готовится к походу всерьез, решительно заявила:
- Одного не пущу! Пропадать, так вместе!
Сентябрьским утром супруги погрузились в трактор. Первые
снежинки, прощально кружась, падали на стекло. У барака, несмотря
на ранний час, выстроились друзья. Старшая дочь, решив остаться
здесь навсегда, сунула, всхлипывая, Майе тетрадку: "Записывай
все, что увидишь!" Первую запись Майя Васильевна сделала на
привале: "Чувствуем себя первобытными людьми - вокруг красота
невообразимая. Так много неба, земли и красок, что хочется
говорить шепотом". Все, что когда-то знали по книгам, газетам и
фильмам, во всем величии вставало перед глазами. "Ну почему я не
писатель", - вздыхала Майя, открывая заветную тетрадку. "Позади
857 километров. Проехали пять перевалов, самые страшные -
"черный" и "желтый". На привале побаловала Юрика пирожками.
Получились лучше, чем дома".
"Дорога - настоящий серпантин, порой закрывала глаза, и
казалось, что мы летим в пропасть. Поломка: выпала рессора из
прицепа. Юра ремонтировал, а я пошла погулять, встретила
медведицу с медвежонком".
"С 11 по 25 сентября сплавлялись на барже вверх по Лене. Не
понравилось -холод и скука. Муж опять занимается ремонтом -
помогает водителю "КамАЗа" из Усть-Кута. Они едут бригадой,
приглашают в компанию и нас".
"Опять одни на целом свете, от водителей отстали, с нашей
черепашьей скоростью это неудивительно. Зато можно долго
любоваться озерами, вода в них - чистый хрусталь".
"28 сентября, достигли сердца БАМа. Колесили по Братску. До
чего красив этот памятник застойных времен! Гаишники удивляются
нашему экипажу, но приветливы".
"30 сентября. Тайшет. Сопки, гололед, ужасная дорога, в
вагончике - 7, спасаемся тулупами. Эх, в баньку бы сейчас да на
чистые простыни!".
"9 октября. Новосибирск, Обь. Вдоль водохранилища на Карсук
дорога, как после бомбежки, устали смертельно. Разжились у
военных талонами на солярку".
"Павлоградская область - голая земля, никакого жилья. Очень
бедный край".
"17 октября, Челябинск. Уральские горы. Снег, гололед, кругом
аварии. Два дня переваливали через горы, сплошная нервотрепка. Но
теперь мы в Европе".
Они ехали из сентября в октябрь, но возвращались из зимы в
золотую осень. "Привет, Украина, какая же ты красивая! - пишет
Майя, уроженка Казани, на последней страничке тетрадки. - Но до
чего здесь злые таможенники! Ну прямо как саратовские гаишники,
которые оштрафовали нас за то, что едем вдвоем в одноместном
тракторе. А в Гуково нам предложили вернуться назад в Сусуман и
взять справку, что вещи в вагончике - наши. Хорошо, что Юра мой -
дипломат, уговорил пропустить".
В селе Старая Ласпа Тельмановского района супругов встречали
Юрины братья и друзья, а дочки, приехавшие поездом еще в начале
лета, тут же бросились накрывать на стол. Первым делом
путешественникам устроили баньку, а потом все село слушало об их
приключениях.
Марина КОРЕЦ, соб. корр. "Труда".




04-11-2000, Труд