TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Зверь из бункера

ИСТЯЗАТЕЛЬ ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫЙ НА ПОЖИЗНЕННОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, САМ ПРИГОВОРИЛ СЕБЯ К СМЕРТИ И САМ ИСПОЛНИЛ ЭТОТ
ПРИГОВОР.
15 июня покончил с собой Александр Комин, вошедший в
криминальную историю России как "рабовладелец районного
масштаба", хозяин зловещего бункера, в котором томились и
погибали люди. Только четыре дня смог он прожить после вынесения
приговора. Судебной коллегией по уголовным делам Кировской
области ему и его подельнику Александру Михееву были предъявлены
обвинения в изнасиловании, похищении людей, убийствах.
Комина приговорили к пожизненному лишению свободы, Михеева - к
20 годам.
Известие о смерти бывшего рабовладельца наконец-то избавило от
леденящего, почти мистического ужаса прежних его узниц - остались
в живых три женщины - две Татьяны и Ирина. "Мы почувствовали
облегчение", - говорят они сейчас. Пока Комин был жив, женщинам
не переставало мерещиться, что в любой момент они могут вернуться
в бункер гаража под номером 198, принадлежащего кооперативу
"Идеал" в городке Вятские Поляны, и весь кошмар повторится вновь.
В полу смотровой ямы гаража - отверстие и штольня, ведущая в
подземное помещение. К перилам металлической лестницы прикреплен
электрический провод под высоким напряжением - без воли хозяина
никто не должен был войти или выйти. Глубина штольни - с
шестиэтажный дом.
Чтобы вырыть ее и незаметно для постороннего глаза "развеять"
тонны глинистой породы, был необходим одержимый труд фанатика.
Работы начались в 1991 году, закончились через четыре года. Комин
привлек к работам Михеева, человека безденежного и безвольного.
Объяснил тому, что речь идет о подземных плантациях огурцов и
шампиньонов, мол, сказочный урожай обеспечен круглый год.
Выращивание огурцов осталось на уровне опытов. Узницы будут с
надеждой смотреть на чахлый росток и загадывать: "Если завяжется
огурчик, то мы выйдем на свободу". В сознании Александра Комина
вызревал совсем не вегетарианский план.
Почти четверть века отделяла 44-летнего монстра от парня,
попавшего за хулиганство в места не столь отдаленные, где он
услышал рассказ разоткровенничавшегося зэка: у себя в подвале он
якобы держал нищего художника, и тот за одну кормежку рисовал
картины и иконы, которые ему, хозяину раба, приносили звонкий
рубль. Может быть, тогда Комин "запал" на идею подземного
царства, где он станет властелином, и по одному его желанию рабы
из бесчисленной армии бомжей за кров и пайку станут пожизненно
вкалывать. А для самооправдания мнил себя еще и эдаким...
санитаром общества.
Когда Комин увидел надпись, сделанную узницами в своей конуре:
"Зомби - это высшее проявление зла!", он и не подумал их
наказывать. Надпись ему льстила. Этот человек с внешностью
порядочного семьянина, похоже, долго вынашивал мечту стать
"высшим проявлением" чего угодно и любой ценой.
Первая жертва попала в бункер 13 января 1995 года. Выпив водки
с растворенным в ней лекарством, женщина впала в беспамятное
состояние и очнулась уже в подземелье, где стены были обложены
матрацами, так что кричи не кричи: Потом в бункере оказались и
другие рабы. Если человек был не способен к швейному ремеслу или
отказывался работать, "дармоеда" ждала смерть. Одного парня,
бывшего десантника, Комин убивал особенно изощренно: к телу
подсоединил оголенные провода и пустил ток. Садистски
насладившись муками человека, Комин приказал узницам закончить
дело.
Одна согласилась. Семь человек прошли через бункер, лишь трое
выбрались живыми.
В тесных сырых комнатах подземелья на стенах висели аляповатые
фотографии из журналов, а на столе стоял телевизор. Здесь более
двух лет строчили халаты, шили школьные формы, танцевальные
костюмы для местного Дворца культуры и ризы для
священнослужителей. Комин добывал заказы у частных лиц и
организаций. Он сразу оповестил своих рабынь- портных, что света
белого им уже не видать и кормить их он будет только "за
стахановский труд". За невыполнение нормы - битье. И хотя женщины
порой совершали чудеса трудолюбия, разогреваемого паническим
страхом (как-то сшили 32 халата за ночь), хозяин держал их
впроголодь, приказывая съедать даже картофельные очистки.
Особая сигнальная лампочка извещала невольниц о появлении
Комина в бункере. Стоило ей загореться, как они защелкивали на
себя ошейники, крепили к ногам металлические тросы и, стоя
навытяжку, в ужасе ждали своего мучителя, вдохновленного новой
фантазией. Половые сношения с применением насилия, побои
резиновым шлангом и металлической цепью иногда наскучивали
изобретательному умельцу, и тогда он предлагал узницам самим
выбрать себе "развлечение". Как-то после одной попытки к бегству
Комин поставил женщин перед выбором: или располосовать рты до
ушей, или сделать татуировки на лицах. И сделал: на переносице -
крест, под глазами - зигзаги, а на лбах - крупно: "РАБ".
Более двух лет животного страха, побоев, унижений: Как выжили
женщины?
Их спасала работа и такое естественное для женской души
стремление: если уж делать, то стараться делать хорошо. Их
спасало стремление и здесь, в подземелье, оставаться женщинами.
Они сами рыли колодец, добывая воду. Приходилось мыться в той же
бадье, которая служила для отправления естественных потребностей.
(Как потом сказали врачи, первыми принявшиеся за их лечение,
"женщины поступили к нам чистенькие, аккуратные"). В конце концов
их спасло то, что они не были "девушками из высшего общества".
Как мне говорили работники правоохранительных органов, к
жестокости в бункере в какой-то степени они были подготовлены
своей жизнью на воле.
Некоторые из них говорят, что их души хранил сам Господь. Одна
из них, Татьяна, особенно богомольная, каждый день обращалась к
Богу и Богоматери, умоляя о спасении. Женщины кропотливо
трудились над изображением Казанской Божьей матери, выполняя
заказ настоятеля Никольского собора в Вятских Полянах. В их руках
родилась красивая икона, вышитая техникой ковроткачества. Молитва
узниц была принята, и 21 июля, в день празднования иконы
Казанской Божьей матери, к ним пришло освобождение... Мне уже
самой кажется, что некая высшая сила влияла на поступки 22-летней
Ирины, оказавшейся в бункере вначале на правах узницы, а потом...
невесты изверга. Молодой женщине долго пришлось вести с
влюбившимся в нее Коминым игру, убеждая в полноте своих чувств и
отвоевывая право самой выходить из бункера. Долгое время "жених"
только под своим конвоем - всегда напряженный, в черных очках при
любой погоде, держа правую руку с шилом в кармане - водил ее на
свидание с матерью. И вот однажды Ирина сумела вырваться,
добраться до РОВД и все рассказать изумленным милиционерам...
Так кто же он был, этот рабовладелец? Маньяк, садист?
К Комину многие, кто его знал "на земле", относились с
определенным уважением. Еще будучи в пионерском возрасте, он
трогал сердца педагогов заботливым отношением к животным. Вообще
не пил, не курил, с людьми был "обходительным, сдержанным",
"редкую просьбу оставит без внимания", "на все руки мастер".
Замечательный закройщик и портной, смекалистый электрик.
"Он хотел властвовать над людьми" - эту фразу потом в
разговорах повторяли бывшие узницы. За "властью" спускался Комин
под землю. В нем горело безумное чувство мести всем женщинам за
то, что не складывалась его семейная жизнь. Комплекс
несостоятельности сжирал его, заставляя унижать и насиловать.
Находясь уже под стражей, Комин начал меняться на глазах:
тусклый взгляд, всклокоченные волосы, вдруг напрочь забыл имя
отца, на вопрос судьи, как зовут его самого, едва лепетал: "Саша
Комин". Что-то бормотал о голосе некоей женщины по имени Глафира,
которая якобы и внушила ему все противозаконные действия. Было
проведено две экспертизы. Высшая психиатрическая инстанция -
Институт им. Сербского в Москве - установила, что он "не страдает
каким-либо хроническим психическим расстройством". То есть Комин
все зверства совершал в трезвом уме и твердой памяти и на
судебном процессе просто "косил" под дурачка, добиваясь
снисхождения.
Что ж за эти годы стало с его бывшими жертвами?
Одна из Татьян теперь крепко пьет. У второй Татьяны не потух
огонь в глазах. Сейчас она борется за свое лицо. (Считайте - за
свою личность.) Благодаря добрым людям ей бесплатно сделали в
Кирове сложную пластическую операцию. Крест с переносицы исчез,
мерзкое слово "РАБ" уже побледнело и после второй операции должно
исчезнуть совсем. Дай Бог, чтобы этой женщине удалось стряхнуть с
себя жуткий груз воспоминаний...
Ирину я не застала дома. Был долгий разговор с ее мамой,
Татьяной Михайловной. "Я понимаю, что Иринка пережила, - говорила
моя собеседница, постоянно поглаживая висок, чтобы не заметно
было, как дрожат от волнения руки. - После всего она очень
переменилась, стала ужасно нервная. Знаю, вылечить душевные раны
можно только любовью и покоем в семье. Сейчас ей помогает
психотерапевт. Врачу - большое спасибо, но все необходимые
лекарства разве нам купить - только муж и работает". Сама Ирина
до сих пор не может трудоустроиться.
Вот и выходит, что прямо из бункера жизнь загоняет женщин
снова "в угол", а сил выбраться почти нет...
Татьяны просили вернуть им вышитую икону Казанской Божьей
матери - хотят отдать ее в церковь, чтобы люди молились за их
души. Как поступят с иконой - не знаю, но молитва сейчас им
нужна, очевидно, не меньше, чем в бункере гаража N 198.
ИРИНА ПУЛЯ.




08-07-1999, Труд