Владимир егоров: секвестра культуры не будет - секвестировать больше нечего
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
Владимир Егоров, по его собственным словам, в министры
культуры не рвался: мол, что может быть лучше для философа,
литератора, чем директорство в крупной библиотеке? Он и
рассчитывал пробыть в Российской государственной долго... Сегодня
мы беседуем с Владимиром Константиновичем в его новом кабинете в
Китайгородском проезде.
- Открытость и откровенность - только так можно вести наши
дела сегодня, - формулирует свое кредо министр. - Считаю
необходимым сделать бюджет министерства полностью прозрачным.
Сейчас мы готовим подробный отчет о финансовой деятельности
ведомства за 9 месяцев текущего года: сколько выделил Минфин,
сколько потрачено на те или иные конкретные цели, - и опубликуем
его.
- Но открытость сама по себе мало поможет делу, если, как
сейчас, министерству будет выделяться из госбюджета всего 17
процентов от требующихся ему средств.
- Разумеется. Однако я надеюсь, что правительство в ближайшее
время удовлетворит наши самые насущные нужды. Так, оно обещало в
четвертом квартале ввести в нормальный режим, без задержек,
выплату зарплат и стипендий. Это очень важно, в частности, для
государственного художественного образования, которое, я убежден,
в своей основе должно быть бюджетным. Нам предстоит большая,
систематическая работа с законодателями, чтобы сделать наконец
меценатство не только почетным, но и выгодным для всех
участвующих в этом благородном деле сторон. Необходимо прояснить
юридический статус некоторых объектов культуры.
Например, в законодательстве нет понятия "музей- заповедник",
что порождает трудности финансирования и иные проблемы. А в ряде
случаев целесообразно, чтобы крупный объект - скажем, Российская
государственная библиотека - имел двойное подчинение и
соответственно двойную подпитку - федеральную и местную
(муниципальную, областную...). Законодательством это пока тоже не
предусмотрено.
- А как вы относитесь к идее и практике разгосударствления
объектов, имеющих культурную ценность?
- Хочу сказать со всей определенностью: я государственник.
Всякое изменение статуса культурного объекта - будь то его
передача из федерального подчинения в местное или, тем более, в
частные руки, или хотя бы просто сдача в аренду - должно
проводиться крайне осторожно, с учетом интересов трудового
коллектива этого объекта, а также тех людей, которые им
пользуются именно как культурным, то есть публики.
Но не должно быть ситуации, когда на памятнике висит табличка
"Охраняется государством", а он находится в плачевном состоянии -
иначе чем издевательством это не назовешь. Тогда надо искать
другого хозяина и другие возможности зарабатывания средств,
помимо бюджетных...
Однако подчеркиваю, что при решении подобного рода вопросов
надо делать все, чтобы в безусловном выигрыше был один хозяин -
Культура.
- Поздравляю вас и всех нас с отменой печально знаменитого
постановления прежнего правительства ј 1001 о принудительном
переводе всех счетов бюджетных организаций в Федеральное
казначейство. Против этого постановления, фактически
перекрывавшего каналы поступления спонсорских средств нашим
театрам, музеям, библиотекам, дружно выступили деятели культуры,
а также науки и здравоохранения. И, что очень приятно, вы заняли
здесь сторону не госфинансистов, а людей искусства. Начав
деятельность с этого конструктивного шага, какие еще проблемы вы
держите в поле зрения как первоочередные?
- Прежде всего спасибо за добрую оценку. Хорошим быть приятно,
но хотел бы обратить ваше внимание на то, что работа через
государственные финансовые органы, в том числе через
казначейство, - в конечном счете благо для государственных
организаций, для частных структур, желающих действовать честно и
открыто. Никто не будет убегать от этих схем, когда
государственная система докажет свою надежность и перед
отечественными, и перед зарубежными партнерами. Это во-первых, а
во-вторых, если мы упорно говорим о строительстве
демократического общества и о становлении рынка, то, наверное,
никто не должен забывать, что и демократия, и рынок немыслимы без
права выбора - в том числе без права выбора финансового партнера.
Теперь по поводу первоочередных проблем - их несколько. Одна из
них - это наша часть федеральной Пушкинской программы. Хотя есть
Госкомпечать, и я мог бы сказать, что мое дело сторона, но
встречать 200-летие Александра Сергеевича без выхода ряда очень
нужных книг о нем считаю нонсенсом и намерен всячески
содействовать их своевременному появлению. Другая проблема -
судьба толстых литературных, искусствоведческих журналов. Это
достояние российской культуры, не имеющее в мире аналогов, и мы
обязаны сделать все, чтобы уникальная традиция жила. Кстати, в
канун Нового года не терпит отлагательства проблема подписки на
газеты и журналы. Ни центральная столичная, ни сельская
библиотеки не могут жить без периодики - это очевидно, и, слава
Богу, правительство это понимает. Понимает и Минфин, который все
только и делают что критикуют, но надо же быть справедливыми. В
данном вопросе у меня нет никаких оснований бросать камни в
минфиновский огород.
- В последнее время одним из ходовых понятий, характеризующих
нашу жизнь в условиях экономического кризиса, стало понятие
"секвестр". Наверное, он коснулся и Министерства культуры -
скажите, какие программы будут сворачиваться?
- Сворачивать больше нечего. Уже досворачивались...
Ситуация, конечно, тяжелейшая. Что скрывать - "экономить"
придется. Но мой принцип, когда работал в "Ленинке", был такой:
не выживать, а жить и развиваться...
Я и теперь не собираюсь от него отказываться.
04-11-1998, Труд