Точка зрения
ДЕЛО - ТАБАК?
ИГОРЬ СМИРНОВ.
Ситуация, при которой реклама алкоголя и табака запрещена на
телевидении, к сожалению, не дает желаемого результата.
Потребление алкоголя и табачных изделий в обществе не
снизилось, а их реклама ушла с телеканалов на уличные щиты,
страницы газет и журналов. При этом наружная реклама никак не
может быть спрятана от глаз детей и подростков, которые
неоднократно в течение дня встречаются с ней.
Необходимо отметить и то, что наружная щитовая реклама и
реклама в небольших и региональных газетах, журналах менее
подвержена общественному контролю. И это позволяет
пропагандировать там нелицензированные сорта водки и табака,
подчас имеющие нелегальное происхождение и опасные для здоровья.
Запрет рекламы алкоголя и табака на телевидении не только не
дал возможности локализовать ее показ в строго отведенное время,
но и привел к значительному сокращению рекламных бюджетов, что
грозит привести к крупномасштабному кризису всего отечественного
телевидения. В этих условиях представляется целесообразным вновь
вернуться к рассмотрению вопроса о разрешении показа рекламы
алкогольных и табачных изделий на ТВ.
Во-первых, это позволит привлечь дополнительные средства на
отечественные телеканалы и спасти их от окончательного упадка и
деградации в условиях кризиса. Катастрофическая нехватка
финансовых средств приведет к снижению качества телепрограмм, а
значит, и сократится число зрителей, упадет эффективность ТВ как
инструмента донесения до общества мнений и позиций различных
политических институтов, общественных и политических объединений.
Для депутатов Госдумы, имеющих собственную телевизионную
программу и получающих возможность пропагандировать свою точку
зрения в общефедеральном масштабе в основном через телевидение,
реально не останется столь эффективных и действенных каналов
влияния.
Думается, рекламу алкоголя и табака на телевидении можно
показывать в строго отведенное время, когда телевизор уже в
основном не смотрят дети и подростки. В дневное и раннее вечернее
время на часть средств, полученных от рекламы таких товаров,
можно показывать ролики, направленные против алкоголя и курения,
ратующие за здоровый образ жизни. При появлении рекламы алкоголя
и табака на телевидении (особенно на центральных каналах) проще
контролировать, какие марки товаров пропагандируются, есть ли на
них лицензия и находятся ли они в законном обороте. Таким
образом, данная мера позволит укрепить режим восстановленной
государственной монополии на алкоголь.
Далее. В случае появления рекламы алкоголя и табака на
телевидении сократится их реклама на наружных стендах и плакатах,
которые постоянно находятся на виду у несовершеннолетних.
Приоритет в рекламных роликах алкогольных и табачных изделий
должен, на наш взгляд, быть отдан отечественным производителям,
продукция которых не может сейчас обойти широко
разрекламированные в 1994-1995 годах зарубежные марки алкоголя и
табака. Отечественные производители (типа фабрики "Ява" и завода
"Кристалл") сегодня как никогда ранее нуждаются в рекламной
поддержке. Тем более что "раскрутка" их зарубежных конкурентов на
российском рынке все равно будет продолжаться по всевозможным
каналам, включая иностранные фильмы, Интернет... Адекватным
инструментом помощи отечественным производителям в этих условиях
может стать только телевидение.
Немаловажно и то, что появление телевизионной рекламы алкоголя
и табака приведет к увеличению налоговых поступлений, так как
рекламные бюджеты являются предметом достаточно высокого
налогообложения.
Чтобы в спешке не вносить изменения в столь серьезный
документ, как Закон о рекламе, предлагаются нормы, действовавшие
в 1995 году, распространить на 1999 год.
04-11-1998, Труд