TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

воскресение святого михаила

В самом центре Твери, на звоннице одного из соборов
установлено современное табло, извещающее о том, сколько дней
осталось до великого юбилея - 2000-летия христианства. Их все
меньше и меньше. И невольно вспомнишь о том, что тверской край -
одна из колыбелей русского православия. Тверяки воздвигали
неповторимые храмы уже в X веке. Яркая страница христианства
связана с именем князя Михаила Тверского.
Даже привычных к насилию оныгар ордынского хана Узбека
поразила жестокость, с которой казнили великого тверского князя
Михаила. Глубоко верующего и самого популярного тогда на Руси
политика Михаила Ярославича бросили на растерзание толпе. Его
били, топтали ногами... Слуга московского князя Романец ножом
распорол грудь бездыханного тверяка и вырезал сердце. Так,
отсрочив ценой собственной крови разорение родной земли, погиб
48-летний, едва ли не первый в нашей истории объединитель
Отечества. Имя его стало святым, но потом было предано забвению.
И вот на пороге XXI века образ Михаила вернулся к нам во всей
красе и силе духа благодаря длительной и кропотливой работе
тверского актера Георгия Пономарева.
ХАНСКИЕ ИНТРИГИ.
Внук Ярослав Второго, Михаил не знал отца, поскольку тот умер
по дороге из Орды в Тверь за полгода до рождения сына.
Воспитывала его мать, княгиня Ксения. Уже в 17 лет, в 1288 году,
Михаил фактически стал править Тверским княжеством - самым
крупным и самым влиятельным в тогдашней Руси. Но
самостоятельность власти, как и ныне, в то время во многом
определялась зависимостью от иностранцев. Правители ханской орды
проводили по отношению к Руси "чисто восточную" политику -
сталкивали князей лбами, разжигали их амбиции, а в итоге разоряли
города, грабили народ.
С самого начала своего правления молодой Михаил занял "иную"
позицию - не вступать в союз с врагами Отечества, стремиться к
его объединению, положить жизнь "за други своя".
Став законным наследником великокняжеского (Владимирского)
престола, Михаил Ярославич 22 декабря 1317 года с объединенной
дружиной других князей у деревни Бортенево разгромил большую
армию из Орды под началом хана Кавгадыя, взял в плен его самого,
сестру Узбека - жену московского князя Георгия. Это был блестящий
пролог будущей победы русских на Куликовом поле.
Собственно, эта военная удача и послужила главным поводом для
суда над Михаилом в Орде и его казни. И тут, конечно, не обошлось
без ханских интриг Отпущенный на свободу, Кавгадый очернил
Михаила как мятежника и убийцу сестры Узбека, хотя она умерла
своей смертью. К тому же в ставку, которая, кстати, располагалась
на месте теперешней Чечни, явился московский князь Георгий с
доносом на тверского соседа. У Михаила Ярославича, добровольно
приехавшего в Орду и надеявшегося на милость Узбека, была
реальная возможность совершить побег из плена. Но он отказался,
понимая, что из-за этого может пролиться кровь многих невинных
русичей.
"заклинаю вас от мести и вражды".
Долгое время "коммунистического благоденствия" имя Михаила
Тверского было предано забвению. Хотя еще в 1549 году по
инициативе Ивана Грозного Михаил Ярославич был канонизирован
Русской православной церковью, причислен к лику святых на
общенациональном уровне. Но так уж было угодно Божественному
промыслу, что только теперь как бы вернулся в любимую им вотчину,
ожив в моноспектакле на сцене местного академического театра. Так
события далекой истории, личная судьба князя переплелись в
сценическом действии с нашей современностью, ее проблемами,
обретениями и потерями.
И тут тоже много необычного, почти загадочного. Актер Георгий
Пономарев, сыгравший немало разных ролей, побывавший в должности
директора театра, известный своими концертами, явился к
художественному руководителю Вере Ефремовой с предложением
создать спектакль о Михаиле Тверском. На Георгия Николаевича
посмотрели как на сумасшедшего. Однако он, словно одержимый
юноша, взялся за это, создавая все своими руками - от сценария до
оформления сцен. И все роли исполнял сам. Десять лет идет
спектакль на сцене, видели его не раз зрители Москвы. Для
провинциального театра - явление редкое. Поскольку спектакль
создан на основе романа Дмитрия Балашова "Великий стол", то театр
пригласил писателя, и он, побывал в Твери, дал высокую оценку
постановке.
- Что же привлекло актера в судьбе Михаила Тверского?
- Вы знаете, на памятнике "Тысячелетию России" в Новгороде
благоверный святой князь единственный изображен
коленопреклоненным и смотрящим в небо. Вот его подвиг! - говорит
Георгий Николаевич. - Именно это меня и поразило. Погружаясь в
сюжет, в жизнь князя, я постепенно пришел и к современному
пониманию подвига Михаила. Мы же скользим по истории, по этому
огромному айсбергу, даже не успевая охватить взглядом хотя бы его
верхушку.
Смысл подвига князя Михаила - в решении выйти на Бортеневское
сражение в условиях, практически стопроцентно проигрышных для
Руси. Орда была очень сильна. Узбек "закручивал гайки", силой
насаждая мусульманство. В этой мрачной жизни кто-то должен первым
подняться с колен. Этим человеком и стал князь Михаил. Выигранное
им сражение подробно описано в Никоновской летописи - татарские
полки побросали знамена, их непобедимая конница обратилась
вспять...
В личности князя привлекает его радение об Отечестве,
милосердие - разоренные ордынскими набегами рязанцы, владимирцы,
москвичи бежали под крыло Михаила в верховья Волги. Последние его
слова перед казнью были обращены к русскому народу: "Заклинаю вас
от мести и вражды.
Передайте - Москву я прощаю...".
- Сложно ли играть на сцене роль святого?
- Нужно настроиться на определенную ауру. Помню, как-то в наш
театр заехал инженер из Питера, позвонил, мы встретились, он
спросил: "Вы знаете, кого играете?" И сам же ответил: "Русского
Христа!" Я потом в мыслях не раз возвращался к этому
неожиданному, парадоксальному разговору. Думаю, зритель при
очевидной некорректности такого рода сопоставлений в чем-то
прав....
ОТ СЦЕНЫ - К ЖИЗНИ.
Если не ошибаюсь, Михаил Тверской - второй после Александра
Невского политик в русской истории, причисленный нашей церковью к
лику святых. И на то было много оснований. В годы правления князя
Тверь стала правопреемницей культурных традиций Византии и Киева.
По заказу Михаила Ярославича был сделан список обширного свода
мировой истории, созданный в девятом веке византийцами. По его же
указанию собирали и общерусский летописный свод. В Твери было
возрождено каменное строительство, в том числе и церковных
храмов. Вся княжеская семья была верующей. А жена князя - Анна,
на долю которой выпало пережить смерть мужа и двух сыновей,
впоследствии ушла в монастырь и тоже причислена к лику святых под
именем Кашинская.
Существует множество церковных фактов, свидетельствующих о
чудотворной силе мощей великого князя. Иными словами, он являет
нам пример той самой истинной духовности, которой так не хватает
нам и нынче в обыденной повседневности.
"Воскресение" князя на тверской академической сцене, конечно,
не могло не вызвать интереса к его духовному наследию. Создано
Общество Михаила Ярославича Тверского. Задача его деятельности -
вернуть россиянам имя их великого соотечественника. И кое-что уже
сделано: проведена международная конференция, посвященная Святому
Михаилу. Недалеко от города Старицы определено примерное место,
где проходило Бортеневское сражение. Там установлен памятный
крест из черного гранита, а в будущем появится и часовня.
Духовное наследство благоверного не подлежит забвению.
ГЕННАДИЙ САЗОНОВ.




08-07-1999, Труд