Не следуйте на зло и за большинством
Я.ЛЕВЕН, ПАСПОРТ ФРГ.
Каждое слово Священного писания преисполнено мудрости.
Вдумайтесь, например, в эти строки: "Не следуй за большинством
на зло, и не решай тяжбы отступая по большинству от правды"
(Исх.23.2). Дух часто открывает нам свою волю и истину, но ложный
стыд и страх заставляет нас порой молчать, и мы оказываемся на
стороне большинства, не задумываясь о том, что и оно может
ошибаться, слепо следуя за злом. В подобных обстоятельствах мы
можем даже оказаться нарушителями воли Господней, заслуживающими
кары вместе с этим большинством, вместе со всем обществом.
Священное писание предусматривало специальное жертвоприношение
за такой грех. "Если же все общество Израилево согрешит по ошибке
и скрыто будет дело от глаз собрания и сделает что-нибудь против
заповедей Господних, чего не надлежало делать и будет виновно:
то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего
общества представят они из крупного скота тельца в жертву за
грех...
И заколют тельца пред Господом... И омочит священник перст
свой в кровь и покропит семь раз пред Господом пред завесою
святилища..." (Лев.4:14-21).
Это жертва за грех общества, описанная в Ветхом завете
применительно к израильскому народу. Сам Христос, как Агнец
Божий, омыл своей кровью, пострадал за общие грехи человечества.
Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по
большинству от правды - об этом своевременно были предупреждены
израильтяне. Но они по большинству голосов совершили самое
гнусное преступление, предав невинного Христа на распятие.
Должно нам поступать по духу, а не по плоти, и не страшиться,
что с нами произойдет, если мы поступим по духу. В Новом завете
сказано: "...внимай себе и всему стаду, в который дух Святой
поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа, которую Он
приобрел Себе кровию Своею" (ДА.20:28). Важно внимать не только
большинству голосов, но и, как сказано в Священном писании,
"внимать себе".
Вспомните сцену из "Бориса Годунова" великого русского
писателя и мыслителя Александра Пушкина. Бояре и народ собрались
упрашивать Годунова стать царем. Люди с плачем падают на колени.
И вдруг одна женщина говорит ребенку:
"Что же, ты, когда надо плакать, молчишь? Плачь". А два мужика
шепчутся в толпе: "Все плачут, заплачем, брат, и мы". - "Я
силюсь, да не могу". - "Я тоже. Нет ли луку?
Потрем глаза". - "А я слюной помажу". - "Да и кто разберет, о
чем мы вообще плачем?" - "Как нам знать? То ведают бояре".
Вот так, сказали большинству, и оно заплакало. Конечно, против
большинства должно быть только в том случае, когда оно нацелено
ко злу, как это особенно видно во время суда над Христом. Но
христианин всегда должен думать не о себе, а искать общей пользы.
В прошлом веке американский президент Джон Квинси не был
переизбран, поскольку всеми силами боролся за отмену рабства, что
вызывало ненависть богачей и рабовладельцев. Но он продолжал
действовать, как призывает Священное писание, во имя общей
пользы, выступая до конца своих дней за уничтожение рабства.
Как распознать в сложной ситуации эту "общую пользу"?
Мудрый совет дает замечательный русский философ Владимир
Соловьев: "Стоит только перед тем, как решиться на какой-нибудь
поступок, вызвать в душе своей нравственный образ Христа,
сосредоточиться на нем и спросить себя: мог бы Он совершить этот
поступок, или, другими словами, одобрит ли Он его или нет,
благословит меня на его совершение или нет - и мы получим ответ.
Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность
опомниться и подумать, вспомните о Христе, представьте себе его
живым, каким Он и есть, и возложите на Него все бремя ваших
сомнений".
Живите для ваших ближних, как бы вы жили для Бога.
"Выслушивайте братьев ваших, и судите справедливо, как брата с
братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде, как
малого, так и великого выслушивайте..." (Вт.1:16- 17). Каждому,
кто в той или иной мере находится в положении судьи, сказано:
"Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают
дело правых" (Исх.23.28).
Что бы ни стоило каждому из нас, христиан, будем всегда стоять
в правде. Зная, что суд есть дело Божие, будем внимательны к
решению самых на первый взгляд незначительных вопросов, чтобы не
оказаться среди тех, кто поступает неверно. Вспомните, что раб,
который знал волю Божию, но все равно поступил неверно, будет бит
много...
За верность и веру в обетования Божии Моисей, Иисус Навин и
Халев едва не поплатились жизнью. Но Бог всегда придет на помощь
уповающему на Него. А страдания, которые встретятся на этом пути,
будут не во вред нам, а во благо и к очищению.
Некий отец проходил с маленьким сыном по кладбищу.
Мальчик, читая надписи на памятниках, все время удивлялся, что
каждый из погребенных без исключения был хорошим человеком. Он
спросил отца: "А где же хоронят злых людей?".
Злые люди при жизни своей маскируются, а после смерти их грехи
скрывают родственники и знакомые. Но зло нельзя скрыть от Бога.
Оно пойдет за человеком в вечность, если он не очистится от
грехов кровию Христа прежде, нежели сойти в могилу. Не живите по
злу, не следуйте на зло и за большинством.
04-11-1998, Труд