TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Дымилась, падая, ракета

Виталий Головачев.
В тяжелейшей ситуации вновь оказалась российская космонавтика
после недавней аварии ракеты "Протон". На этот раз, однако, дело
обстоит намного серьезнее, чем при прежних ЧП. Напомню хронику
последней катастрофы: 27 октября в 20 часов 16 минут московского
времени с 39-й пусковой установки 200-й площадки космодрома
Байконур стартовала ракета "Протон" со спутником связи
"Экспресс-А1". На 222-й секунде полета отказал один из четырех
маршевых двигателей второй ступени. Ракета, в баках которой
оставалось 30 тонн ядовитого топлива - гептила, рухнула со
100-километровой высоты на Землю. Обломки были найдены в
Карагандинской области в 25 километрах от поселка Атасу.
По информации из Казахстана, в частях противовоздушной обороны
сразу же после катастрофы наблюдали в течение получаса огромное
облако высотой 4-16 километров и радиусом 15-20 километров...
Имело ли оно отношение к опаснейшему гептилу, осталось не ясным.
Но ракетное топливо ни на почву, ни в воду не попало. Это
установили правительственные комиссии России и Казахстана. Сразу
после аварии Казахстан ввел запрет на запуски всех российских
ракет с космодрома Байконур.
Только недавно закончилось расследование аналогичного ЧП,
которое случилось 5 июля нынешнего года, когда "Протон" стартовал
с военным спутником "Радуга". В тот раз тоже вышел из строя один
из двигателей второй ступени (и тоже между 200-й и 300-й
секундами). Июльский пожар в двигателе, изготовленном на
Воронежском машиностроительном заводе, произошел, как установили
специалисты, из-за дефекта сварного шва в стыке крышки и
соплового аппарата. Тогда Казахстан, как и сейчас, объявил о
запрете запусков с Байконура, и России с большим трудом удалось
договориться об отмене моратория, уплатив за ущерб 271 тысячу
долларов и пообещав принять все меры для недопущения новых
аварий.
"Все меры" приняты не были.
"Авария "Протона" носит единичный, производственный характер",
- говорил после 5 июля Генеральный директор Государственного
космического научно-производственного центра имени М. В.
Хруничева (ГКНПЦ) Анатолий Киселев. За 33 года эксплуатации этих
ракет произведен 271 запуск, и лишь 21-й оказался аварийным. По
данным ГКНПЦ, в течение последних десяти лет, если не считать
июльского и октябрьского ЧП 99-го, произошла всего одна авария
"Протона". Так что до недавнего времени эти носители по праву
считались самыми надежными в мире. На "Протонах" во многом
базируется российская космическая программа, они используются для
коммерческих запусков иностранных спутников, и, наконец, им
предназначена очень важная роль в рамках проекта создания
Международной космической станции - в качестве основной
транспортной системы для доставки на орбиту российских модулей.
Но сегодня, после двух столь похожих аварий, происшедших за
короткое время, возникает немало вопросов. Почему резко
ухудшилось качество работ (в том числе и контрольных проверок) на
предприятиях космической отрасли? Можно ли использовать 11
хранящихся в арсеналах ракет "Протон" или следует их разобрать,
тщательно испытать, посмотреть в том числе качество сварных швов
и только после этого отправлять на старт? Были ли подобные
операции произведены с "Протоном", который потерпел аварию 27
октября, или спешка оказалась важнее тщательной подготовки? (Эта
спешка уже обернулась ущербом в 40 с лишним миллионов долларов).
Вопросы приобретают особую актуальность в преддверии вывода на
орбиту изготовленного в Центре имени М. В. Хруничева базового
блока международной космической станции "Звезда". Именно "Протон"
должен доставить этот модуль на орбиту в декабре нынешнего -
январе следующего года. Между прочим, стоимость модуля - 320
миллионов долларов. Еще вопрос: согласятся ли теперь американцы
на риск использования "Протонов" при нынешнем его качестве? Я уж
не говорю о том, что мы можем лишиться многих контрактов на
запуски коммерческих спутников, а каждый заказ стоит 70 - 80
миллионов долларов. Крупная американская фирма заявила на днях,
что не намерена использовать "Протон", пока Россия не запустит
свой спутник и не докажет надежность ракеты.
Пока готовился этот комментарий, пришло новое сообщение:
намеченный запуск с Байконура коммерческого спутника связи
"Garuda-1" отложен. И не из-за запрета, наложенного Казахстаном.
Уже на стартовом комплексе была выявлена утечка в топливной
системе разгонного блока, изготовленного Ракетно-космической
корпорацией "Энергия".




04-11-1999, Труд