Моцарт и сальери
Любопытно, что Пушкин сделал трактирного скрипача - слепым.
Это - тонкая, гениальная деталь! Он играет не по нотам, а по
слуху. Музыку Моцарта он берет, что называется, из "воздуха" -
который как бы пронизан, пропитан ею. Если сказать просто: дар
мелодии, вот тот божественный дар, которым наделен Моцарт и
который отсутствует у "жрецов" искусства вроде Сальери, владеющих
тайнами и ухищрениями мастерства, умением, формой, контрапунктом,
фугой, оркестром и т.д., но лишенных дара вдохновенного
мелодизма, который дается свыше, от природы, от рождения.
У Твардовского: О словах: "Им не сойти с бумаги!" Ноты Моцарта
именно сошли с бумаги - они парят в пространстве, их слышит
слепой скрипач.
О зависти Сальери к Моцарту, в чем ее причина. Чаще всего
говорят, что в профессиональной зависти меньшего таланта к более
крупному. Это не совсем верно. Дело совсем в ином. Не завидует же
Сальери Гайдну, великому композитору, величие которого он
сознает, напротив, упивается "дивным восторгом", слушая его
музыку, и наслаждается ею, как гурман, как ИЗБРАННЫЙ - (вот в чем
дело!), не разделяя своего восторга с толпой низких слушателей.
Не завидует же он великому Глюку, новатору, направившему
музыку по новому, дотоле неизвестному пути, и Сальери бросает
свою дорогу и идет за ним смело, убежденно и без колебаний. Не
завидует он и грандиозному успеху Пиччини, кумиру Парижа.
(Его возмущение вызывает слепой скрипач). Народность Моцарта -
вот с чем он не может помириться. Народность Моцарта, вот что
вызывает его негодование и злобу. Музыка для избранных, ставшая и
музыкой народной.
04-11-1999, Труд