А ангелочков у вас не продается? размышления у прилавков детского мира
Вера АБРАМЕНКОВА.
Недавно мы провели психологическое исследование в детских
садах. В ответ на вопрос: "Во что ты любишь играть?", - пять
процентов четырех-шестилетних детей вообще не смогли назвать ни
одну игру. Четыре процента назвали компьютерные игры. Более
четверти детей предпочли игрушки - в основном машинки,
трансформеры, куклы Барби.
Остальные упоминали ту или иную подвижную игру, но правила, то
бишь ее смысловой стержень, сформулировать смогли лишь единицы.
Практически исчезли групповые игры - воздух детской жизни моего
поколения. Но осталась игрушка. О ней и поговорим.
Сегодня игрушки - очень прибыльный бизнес, и игровая индустрия
расширяется с каждым годом: к настольным, мягким и механическим
добавились электронные и компьютерные. Но, глядя на ту или иную
"новинку", поражаешься порой вопиющей безграмотности ее
изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для
ребенка - не просто забава, а то, с помощью чего он осваивает
огромный сложный мир, законы человеческих взаимоотношений.
Посмотрим, что продается в наших магазинах.
Главный детский магазин страны - "Детский мир". Увы, магазин
этот перестал отвечать своему названию - это уже не "мир",
целиком отданный детям: многие отделы отведены под ювелирные
украшения, меха и прочие товары отнюдь не детского ассортимента.
Но на первом этаже, в центре, пока, как и встарь, - царство
игрушки.
Вот один из самых некогда любимых мною отделов - настольные
игры. Они доказали свою занимательность и свою воспитательную
ценность. Преимущество их перед другими в том, что игры эти
развивают интеллект и сообразительность, учат терпению, тренируют
мелкую моторику руки. К тому же, поскольку они рассчитаны на
нескольких участников, дают ребенку возможность позитивного
общения со сверстниками. Увы, в наши дни их изрядно потеснили так
называемые настольно-печатные игры, в которых, как правило, один
игрок. Читаю названия: "Пираты", "Повелитель вселенной",
"Завоеватель" и т.д. - сплошь то, что ориентирует на проявление
индивидуализма, гордыни, тщеславия и культа силы. И все это - на
фоне ложной романтики.
Другая "серия" - из мира фантастики: инопланетяне, ископаемые
чудовища, вампиры, монстры - словом, выходцы из преисподней, к
которой как бы адаптируют наших детей. И, конечно же, не обошлось
без бизнеса: деньги, рынок, недвижимость - словом, все то, что
поощряет в детях страсть к наживе, культивирует обман и
мошенничество, - включено в игру. "Подключен" даже такой всеми
любимый антигерой, как Остап Бендер (игра "12 стульев"). Есть еще
игра "Конкурс красоты" - наглядное пособие для девочек, - как
получше выставить свое тело напоказ. Неужели мамы покупают дочкам
эти игры? - поинтересовалась я. Продавщица пожала плечами:
"Весьма охотно"...
Перемены (только к лучшему ли?) видны и в "кукольном" отделе.
Для девочек - вместо доброй Кати или Маши, надменная Барби, для
мальчиков - вместо миниатюрных оловянных солдатиков - крупный
Бэтмен (человек - летучая мышь из американского мультфильма).
"Супермен" Бэтмен представлен в разных обличьях, иногда в паре со
своим звероподобным врагом. Новинка - кукла Киллер с набором
разнообразного оружия - от ножа и пистолета до лазера. Продается
хорошо, хотя стоит дорого. Я смотрю, как дородный папа
отсчитывает купюры и с каким нетерпением малыш ждет момента
обладания завидной игрушкой. А рядом такой же крохотный
человечек, оторвавшийся от мамы, тянется на цыпочках к
продавщице: "А ангелочков у вас не продается?".
Это - мальчики. Ну а девочки, как уже сказано, играют с Барби
-куклой с женскими формами, в шикарной одежде - этакий
секс-символ, воплощенная мечта общества потребления. Среди
множества разных Барби есть и "Барби - Пурпурная страсть". К ней,
как и к другим, прилагается "Инструкция-программа", объясняющая,
сколько у нее должно быть подруг (оказывается, не меньше восьми!)
одежды, мебели, украшений и даже бой-френдов. Таким образом
формируются потребности и перспективы жизни.
Что символизируют для любой малышки эти пышные красавицы? Кто
они - дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой,
девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а скорее,
горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей
к ней бой-френда.
Кстати, недавно родители трехлетней девочки рассказали нам
такую историю. Малышке подарили Барби, которую ожидала печальная
участь: после короткого знакомства с куклой и категорической
оценки - "Она плохая!", девочка забросила ее в угол и спокойно
принялась укладывать спать своего голыша - куклу Катю. Такая
агрессия была вызвана тем, что малышка "нутром" поняла: надменная
"госпожа" Барби не может соседствовать с доброй и тихой "дочкой"
Катей, - и сделала свой выбор.
Нет, не хочется мне задерживаться в этом отделе - пойду-ка я
лучше к мягким игрушкам -пушистым и теплым.
Главное достоинство мягкой игрушки - дарить малышу нежность. В
ней воплощены какие-то глубинные потребности маленького,
беспомощного существа, причем не только человеческого.
Американские исследователи супруги Харлоу, исследуя детенышей
обезьян, обнаружили следующее: если маленькой обезьянке
предоставить возможность выбора между двумя суррогатными "мамами"
- сплетенной из "одетой" проволоки, но с бутылочкой молока, и
сделанной из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и
голодный детеныш неизменно выбирает вторую - мягкую и уютную,
дающую ему необходимое чувство тепла и безопасности.
Неудивительно, что наши малыши так любят живых пушистых зверят и
до подросткового возраста хранят свои любимые мягкие игрушки. А
что продается сегодня в "Детском мире"? Существа неизвестных
видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Никого из них не
хочется взять в руки и погладить...
Выйдя из преображенного "Детского мира", я увидела
расположившегося неподалеку на лавочке мальчика, видимо,
коротающего время за игрой в ожидании мамы. Он азартно
переставлял маленькие фигурки лошадей и наездников из набора
"Лего". Крохотные лица в широкополых ковбойских шляпах были
нахмурены и оскалены. Один, особенно агрессивного вида, с
открытым ртом и выпученными глазами, видимо, изображал
воинственную ярость. "Какие у тебя интересные игрушки, - сказала
я малышу. - Дай мне, пожалуйста, одного ковбоя - самого доброго".
Ребенок посмотрел на каждого наездника, выразительно развел
ручонками и кратко ответил: "Нету!".
Вы, наверное, заметили, что я обошла отдел электронных игр.
Нет, я не забыла о нем, просто считаю, что электронные и
компьютерные игры - этот идол сегодняшней жизни наших детей -
заслуживает отдельного разговора и осмысления. А пока подержим
еще раз мысленно в руках мягкого, теплого Мишку, большой
разноцветный мяч и, конечно, куклу - но не разряженную даму, а
куклу-дочку, нуждающуюся в любви и заботе маленькой "мамы". И
улыбнемся напоследок наивному и доброму детскому вопросу: "А
ангелочков у вас не продается?".
04-11-1999, Труд