TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! Татьяна ШИШОВА РЕБЕНКУ НУЖЕН СТИМУЛ

"Многие считают, что хорошие поступки ребенка надо подкреплять
разными стимулами, а я категорически против. Мне кажется, если
мой шестилетний сын не научится выполнять свои маленькие
обязанности просто так, без вознаграждения - из чувства долга, то
он вырастет безответственным и ему придется в жизни очень
трудно".(Т.Кускова, Пенза).
Ну что на это скажешь? А вы ответьте, положа руку на сердце:
вы-то сами много делаете "просто так"? Разве вы не ждете за свою
работу вознаграждения, неважно, какого - материального или
морального? Набор стимулов для взрослого человека, конечно,
разнообразен: тут и зарплата, и самоутверждение, и интерес, и
радость творчества, и многое, многое другое. Но главное все-таки
- стимулы. И домашние обязанности мы взваливаем на себя не
"просто так", а по вполне понятным причинам, и тут тоже - свои
стимулы. Выходя замуж и заводя ребенка, женщина заранее знает,
что ей придется делать теперь по хозяйству куда больше, чем
раньше, а "платой" за это, или, как вы говорите,
"вознаграждением" ей будет избавление от одиночества, счастье
семейной жизни, одобрение мужа, мир и уют в доме, радость
материнства и так далее.
Маленькому ребенку подобные соображения недоступны. И
негодовать на него за это, право же, глупо. В любви родителей он
не сомневается - принимает ее как должное. Если же вы заставите
его усомниться в этом, угрожая: "Не будешь убирать игрушки - не
буду тебя любить", - то нанесете ему этим душевную травму. Так
стоит ли овчинка выделки?
Что же касается чувства долга, то вы слишком рано предъявляете
своему ребенку счет - оно формируется у детей гораздо позднее.
Такие качества, как воля, ответственность, чувство долга, надо
развивать понемногу, всячески поощряя ребенка за их проявление.
Учитывайте его состояние: скажем, если он устал, перевозбудился,
капризничает, то не надо требовать, чтобы он убрал свои игрушки и
книжки немедленно - оставьте это на потом, когда он выспится и
будет более сговорчивым.
Чередуйте разные стимулы, чтобы аккуратность и наведение
порядка не связывались в его представлении с обязательным
получением шоколадки, жвачки или мороженого. Прекрасным стимулом
может быть и совместное чтение ("убери игрушки с дивана, и тогда
мы сядем, и я почитаю тебе сказку" или ": и тогда пойдем с тобой
погулять").
Когда же ребенок научится справляться с работой сам,
обязательно "заметьте" это и похвалите его. Расскажите и
родственникам, какой он молодец, и не скупитесь на похвалу, для
ребенка это тоже стимул, тоже награда, и часто более ценная, чем
шоколадка или мороженое.




04-11-1999, Труд