TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Прекрасный цветок на тонком стебле такой виделась современникам художница антонина софронова

Людмила БУХАРИНА.
Моей попутчицей по дороге на выставку в галерее "Ковчег" была
осенняя меланхолия. Хотелось домой, в тепло, к горячему чаю с
лимоном, а вместо этого - суровый ветер, грозящие дождем тучи.
Но, как часто бывает, хорошее начинается неожиданно. Выставка
"Портрет в творчестве Антонины Софроновой" началась для меня с
изящного буклета (он же - каталог), бегло пролистав который, я
поняла: если еще и не люблю Софронову, то очень хочу видеть ее
работы.
Прожив некороткую жизнь (умерла художница в 1966 году на 75-м
году), пройдя школу И. Машкова и Ф. Рерберга, участвуя в
выставках общества "Бубновый валет" и "Группы тринадцати",
Софронова тем не менее всегда сохраняла собственный почерк, ей
лишь свойственную интонацию, тихую нежность и любовь к своему
призванию, своим моделям, к искусству вообще.
Судьба подарила ей возможность стать свидетельницей многих
бурных событий, катастроф и побед нашего века, но его летописцем
она не стала. С таким талантом и мастерством могла бы она успешно
увековечивать будни великих строек и радость освобожденного
труда, писать лучезарные портреты комсомолок и рабфаковок. Но не
писала. Почему? Да не хотела. И не было той силы, что смогла бы
заставить ее, хрупкую женщину, делать то, что она считала для
себя невозможным. А сколько художников не устояли перед
соблазнами, или настоятельными советами, или угрозами (теперь уж
не разобраться), и выставочные залы "украсились" бесчисленными
портретами вождей в разнообразных державных позах.
В 1993 году Третьяковка подготовила большую выставку работ
Софроновой. Пожалуй, впервые ее наследие было представлено столь
полно и оказалось столь значительным, что явилось открытием для
многих любителей искусства. Отдав дань супрематизму и
конструктивизму 20-х годов, художница все же осталась верна
свойственной ей изначально манере, получившей когда-то
"безразмерную" кличку "формализм". Городские пейзажи Софроновой
снискали ей славу "русского Марке", и хотя за всю свою жизнь
художница не выезжала западнее Украины, тем не менее аромат
французского постимпрессионизма ощутим в ее работах.
Портрет занимал особое место в творчестве Софроновой. В
"Ковчеге" представлены и самые ранние ("Портрет дочери",
датированный 1919 годом), и произведения начала шестидесятых.
Здесь и живопись, и графика, и акварель, к которой художница была
особенно пристрастна. Ее акварельные портреты столь изящны и
нежны, что кажутся увиденными в утреннем сне. Интересна серия
театральных портретов, очень живописных и сохраняющих приметы
парадного портрета с трепещущими перьями и мерцающими
драгоценностями и в то же время психологичных. Между двумя
автопортретами, 1919 и 1929 годов, пролегли, кажется, не десять
лет, а жизнь.
Мне удалось найти портрет Софроновой работы художника В.
Милашевского - идеолога "Группы тринадцати". Портрет написан не
маслом, не углем, и нашла я его не на выставке, а в библиотеке.
Вот как описывает Милашевский нашу героиню в своих воспоминаниях:
"Прекрасный цветок на тонком стебле. Задумчивая, слегка печальная
голова на теле высокой стройной женщины. Такова Софронова: Очень
легко быть романтиком, фантастом и трудно быть неповторимым в
повседневной реальности". Милашевский прав, с этой
неповторимостью не хочется расставаться, ну разве что ненадолго.
Тем более что в декабре "Ковчег" обещает осуществить, на мой
взгляд, грандиозный проект под названием "Образы нэпа". В
выставке примут участие около 10 музеев, будут представлены также
произведения из частных собраний. Антонина Софронова - одна из
тех немногих художников, кто почувствовал и по-своему запечатлел
это время, и ее работы, несомненно, станут украшением будущей
выставки.




04-11-1999, Труд