TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Пир во время еды

Ирина ПУЛЯ.
Поклонами и чествованиями исстари сопровождалось потчевание
гостей в каждом русском доме. Предки наши были уверены, что
хлеб-соль "разбойника побеждает". Однако не только теплый прием
хозяев, но и яства и напитки согревали и веселили души
собравшихся за большим столом.
Перед специальными пивными праздниками - канунами - дружно
колдовали наши предки, готовя особый для них напиток на основе
солода - зерен ячменя, овса и ржи, "теплом и мокротою пущенных в
рост". Однако же не только солод обеспечивал вкус. "Где сусло
хорошо, там и пиво дурно не будет", в этом наши предки не
сомневались. В большие чаны наливали воду, бросали в нее
раскаленные камни, а когда вода вскипала, ее выливали и затем
помещали в чан дробленный солод, и аккуратно, "не дыша",
добавляли горячую воду. Два дня бродило сусло в чане, укутанном,
как малое дитя в лютый мороз, после чего чан раскрывали и через
соломенный фильтр процеживали сусло. Только потом варили второе
сусло, сдабривая его хмелем. Еще две недели необходимо было ждать
вожделенной минуты для пробы. "Хорошо ль пиво? - веселился народ.
- Коли ковш поднести, да за виски потрясти, да об пол ударить, да
четвертным поленом прибавить, так с места не встанешь".
Угощались пивом наши предки-язычники во время коллективных
трапез - братчин. Спустя время превратились они в пиршества,
посвященные конкретному святому православного календаря. Не без
ехидства пословица замечала: "Сколько дней у Бога в году, столько
святых в раю, а мы, грешные, им празднуем". Пиршества
устраивались в разное время года - все зависело от местности, но
обычно "пир горой" шел весной или осенью. "Всем миром" готовились
к торжествам, вскладчину собирая средства и угощения.
Большим черпаком (он выглядит ложкой великана) из бочки лили
пиво в деревянные долбленые ковши, которые вмещали почти 6
литров. Они были не только "предметом утвари". Получить от
государя в подарок сделанный из золота и серебра ковш считалось
высокой наградой. Если ковш имел две ручки (обычно в виде птичьей
головы и хвоста), то назывался скобкарем. Считалось, что ковш в
форме птицы (древнего славянского оберега), наполненный напитком,
оживал и мог наделять вкушающих своей таинственной силой.
Только во времена Петра I появился обычай употреблять пиво из
кружек. Любил русский народ шуткой оживить свое застолье. "Вино
делу не помеха, а сердцу утеха, пей, вина не жалей, но не
напивайся", - шутливо назидает надпись по венцу стопы, выкованной
московским мастером в 1880 году. С ней будто пересмеивается
петербургский ковшик родом из того же века. "Добро тому пить, кто
может хмель в себе скрыть, не пей за столбом, а пей за столом".
Число любителей веселого напитка росло с каждым годом, их
запросы в начале ХХ века пытались удовлетворить тысяча
пивоваренных заводов, производящих ежегодно до 500 миллионов
ведер "жидкого хлеба".
Полный пивоваренный комплекс, выставленный в новой экспозиции
Государственного исторического музея "Символ праздника. Традиции
русского застолья", а также деревянная, медная, серебряная посуда
(есть здесь и золоченая братина царевича Алексея, сына Петра I)
так и рождают желание отведать напиток, получивший в
средневековой Руси разные - в зависимости от приготовления -
названия: "пиво обычно, пиво сычено, пивцо, полпиво".
От души славя хозяина, гости поднимали чарки, кубки, стопы с
водкой, именовавшейся в давние времена вином. Простым вином
называлась водка обыкновенная, добрым - водка улучшенная,
боярским и двойным - высшего качества, очень крепкая. Водка,
подслащенная патокой, предназначалась для женщин.
Не брезговали на Руси и виноградным вином, но было оно по
большей части привозным. Лишь в XVIII веке крупнопоместное и
титулованное дворянство занялось винокурением.
До сих пор "чайная церемония" по-русски считается молодой. В
1638 году Василий Старков, царский посол, привез государю Михаилу
Федоровичу от монгольского Алтын-хана четыре пуда "диковинного
сушеного листа", который и был чаем. К тому времени народ пил
отвары из мяты, мелиссы, зверобоя, липового цвета, иван-чая,
листьев земляники, малины, черной смородины, брусники, иногда -
из тимьяна, душицы, лобазника. Китайский чай был дороговат, и
поэтому простой человек осваивался с ним не без курьезных
случаев. В одной песенке рассказывается о том, как дворовый для
барина готовил напиток. С чистой душой положил он в воду перец,
лук и петрушку. Но, увы, получил лишь нагоняй от господина.
"Повар".
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить,
А потом-то догадался,
Что забыл он посолить.
Самовар впервые начал призывно шуметь и булькать на столах
лишь в середине XVIII веке. Несколько их видов представлены на
выставке: самовар-бочонок самого Михаила Илларионовича Кутузова,
самовар-ваза, самовар-петух, "тет-а- тет". Ни одни посиделки, ни
одна сделка купцов в трактире не проходила без чашки, а то и
двух-трех терпкого напитка. Непременное угощенье к чаю -
сладости: пастила, орехи, изюм, урюк, винные ягоды, варенье,
финики. На выставке есть пряники, успевшие после векового
хранения зачерстветь. Для блеска их покрывали глазурью, сваренной
по особому рецепту.
Умели наши предки превратить трапезу в праздник. Посетителям,
слегка захмелевшим от обилия выставленных горячительных, уже
современных, напитков, на прощание лукаво подмигивает медный бок
одной древней посудины: "Сколько хочется - столько можется":




04-11-1999, Труд