TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

сомнение победило без сомнений

ПЕРЕД ИСПОЛНИТЕЛЕМ ЗНАМЕНИТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГЛИНКИ ЖЮРИ
"СИБИРСКОЙ РОМАНСИАДЫ" СНЯЛО ШЛЯПУ.
"Он вечно тот же, вечно новый"... Сказано словно про наш
конкурс, который, сохраняя свои традиции, каждый раз
"расцвечивает" их в свежие тона. Вот и традиция проводить один из
отборочных туров в Сибири нынче парадоксально "обновилась":
"Сибирская романсиада", в прошлом году стартовавшая в Кемерове,
перебралась, таким образом, из относительно молодого
промышленного города в старейший северный культурный центр -
Томск, где прошла под патронажем самого губернатора Виктора
Кресса.
Дружными аплодисментами встречали молодых конкурсантов и
любимых артистов из состава жюри сначала в камерном по размерам
зале университетской Капеллы, а потом на гала-концерте - в зале
областной филармонии.
Жаль, что нельзя рассказать обо всех участниках - ведь их
двадцать! Тут корреспонденту газеты приходится устраивать свой
"конкурс", результаты которого, между прочим, не всегда в
точности совпадают с итоговой оценкой жюри. Мне, например,
хотелось видеть в шестерке сильнейших эмоциональную
певицу-сопрано Наталью Твердохлеб, воспитанницу Уральской
консерватории в Екатеринбурге, которую чуть подвело конкурсное
волнение. Этой милой золотоволосой девушке стоило бы
"позаимствовать" хоть толику самообладания у совсем юной землячки
- Елены Кирюшиной. Случилось так, что заболела наша музыкальная
"надежда и опора" - ведущая и концертмейстер конкурса Галина
Преображенская. Нет, Галина Сергеевна не бросила дело на произвол
судьбы, провела тур и блистала в местном телеэфире, на эстраде
филармонии (только мы, коллеги, знали, каких героических усилий
ей это стоило). Но в один непрекрасный момент и Галочка не
выдержала: бурно вспыхнул жуткий кашель. Как раз во время
выступления Лены. Тут и опытный артист стушуется - но не такова
оказалась гостья с Урала: ни на секунду не растерявшись, она
продолжала петь, уверенно держа тональность и характер вещи, хоть
и осталась без аккомпанемента. Лена получила диплом "Надежда
Романсиады", как и 20-летняя уроженка Западной Сибири, ныне
студентка Гнесинского училища Юлия Налимова, чье чистое, легко
летящее лирико-колоратурное сопрано опытная Преображенская
сравнила с голосом неповторимой Галины Олейниченко.
Отдадим должное щедрости строгого жюри: дипломов оно присудило
много. И правильно сделало. Ну как, например, не отметить дуэт из
Екатеринбурга - очень чисто и с настоящим увлечением певших
16-летних Аню Обросову и Василину Панову! Как не поощрить актера
Томского драматического театра Юрия Татаренко, представившего
"жестокий" романс "Моя маленькая тайна" в виде небольшой, по-
доброму пародийной сценки!
Подкупили серьезностью отношения к романсу иностранные
участники соревнования - 21-летний китаец Цао Хуэйжань со звонким
(еще не вполне "обработанным") тенором и 25-летний Рю Де Хенг из
Республики Корея с красивым, сильным баритоном. Обоим, впрочем,
помогают в профессиональном росте российские педагоги: Цао учится
в Уральской консерватории, Рю - в Московской.
За артистизм и сценическое обаяние жюри отметило жителя
Новокузнецка, ныне студента ГИТИСа, Михаила Бабичева с небольшим,
но драматически выразительным голосом, и казахстанца Владимира
Фомина, чью природную музыкально-поэтическую чуткость ныне не без
успеха развивают в Екатеринбурге.
Статная Наталья Марьина из уральской столицы, думаю,
взволновала не одно слушательское сердце: глубокое, теплое
меццо-сопрано, способное передать во всей первозданной свежести
даже такой "запетый" романс, как "Снился мне сад", - увы, редкое
явление на концертной эстраде.
Что же до последних двух участников, то вновь возвращаюсь к
мотиву, с которого начал: об индивидуальных пристрастиях. Ведь на
нюансы оценок влияет столь многое, от качеств вокала до... Тут
должен признаться - в грехе ли, с точки зрения строгого
академического искусствоведения, или нет, но когда поет красивая,
артистичная женщина, мое сердце "при прочих равных" склоняется к
ней. Так и на сей раз - стоило услышать великолепное сопрано
солистки Северского (Томская область) музыкального театра Юлианы
Семеновой, увидеть, как эффектно "подает" она самый контрастный
репертуар (от классической "Молитвы" Рахманинова до эстрадного
"Эй, друг гитара" Фомина), мой выбор определился. Отдельное
спасибо "Сибирской романсиаде" за то, что она "познакомила" меня
(пока заочно) с городом, в котором живут и работают такие
талантливые люди, как Юля и ее старшая коллега, член жюри,
солистка того же коллектива, обаятельная певица и актриса Людмила
Травкина.
Однако при всех личных пристрастиях признаю: собравший
большинство голосов жюри Петр Толстенко из Новосибирска, конечно,
достоин высшей награды "Сибирской романсиады-2001". Его баритон
настолько темброво богат, эмоциональная наполненность исполнения
столь высока (разве лишь большей тонкости я пожелал бы певцу),
что даже видавший виды Александр Ведерников - народный артист
СССР, прославленный исполнитель басовых ролей на сцене Большого
театра, председатель жюри тура - не мог скрыть восхищения
трактовкой труднейшего глинкинского романса "Сомнение". Горячо
стояли за Петра и Лариса Курдюмова, и другие артисты-мастера.
Единственный из участников сибирского конкурса, он поедет на
финал всероссийского соревнования, который, напоминаю, состоится
18 декабря в Колонном зале в Москве.
Гала-концерт в Томской филармонии прошел на особом подъеме.
Даже те, кого вроде бы давно знаю, - например, члены жюри Ирена
Морозова (театр "Ромэн"), профессор из Екатеринбурга Николай
Голышев - пели так, что их выступления я тоже отношу для себя к
разряду открытий. И собкор "Труда" по Томской области Евгения
Иванкова оказалась далеко не только активно действующей
журналисткой, но и отличным организатором, генератором идей,
наконец - эффектной соведущей вечера. Поэтому, когда Виталий
Сотников - руководитель хоровой капеллы университета - предложил
залу хором спеть "Только раз бывают в Томске встречи", я
осмелился уточнить в микрофон: "Нет, не раз..." Окончательную
ясность - быть ли и в следующие годы "Романсиаде" в Томске -
помог внести вице-губернатор области Александр Дронников,
обратившись с этим вопросом к публике. Ответом прозвучали дружные
горячие аплодисменты.
Что ж, мы, трудовцы, будем рады, если наше детище пустит
прочные корни в городе, где такая чудесная публика, где
губернатор - настоящий меценат, где нам готов помогать мэр (он же
- председатель Ассоциации сибирских и дальневосточных городов)
Александр Макаров, где люди, от директора крупного завода или
ресторана до простого студента или пенсионерки, влюблены в
русский романс.
Редакция "Труда" благодарит за помощь в проведении "Сибирской
романсиады-2001" главного спонсора - ОАО "Востокгазпром",
авиакомпанию "Сибирь", томское представительство компании
"Swarovski" (Австрия). Мы признательны Сбербанку,
Сибэнергоресурсу, Альфа-банку, ресторану-трактиру "Вечный зов",
некоммерческому партнерству "Содействие культуре", меховому
салону "Элита", салону красоты "Le Jardin", салону богемского
стекла и фарфора "Бонита", цветочному салону "Рижский дом",
Томской водяной компании, "Клаус- кафе". Информационную поддержку
тура обеспечили ГТРК "Томск" и газета "Красное знамя".
Сергей БИРЮКОВ, музыкальный обозреватель "Труда", член жюри
"Романсиады".




04-12-2001, Труд