TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Пляски на крови

НАШЕ ТВ - ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ ПО СМАКОВАНИЮ ЖЕСТОКОСТИ.
...Крупный план помойки, еще крупнее - труп без головы. Камера
скользит чуть левее - и мы с содроганием видим у мусорного
контейнера черную, обгорелую голову. Даже читать это, наверное,
неприятно. Что же говорить о зрительном образе, о видеоряде?
Между тем подобного рода "картинки" в различных телепередачах
криминальных новостей мы "имеем удовольствие" лицезреть
практически ежедневно.
Сразу же оговорюсь: передачи этого "профиля" нужны. Они имеют
профилактическое значение, дают возможность узнать о работе
правоохранительных органов. Не исключено также, что благодаря
телевидению иногда удается установить личность погибших,
местонахождение граждан, пропавших без вести или лиц,
скрывающихся от следствия и суда. Но когда нам устраивают своего
рода "морг на дому", демонстрируя без всякой на то необходимости
обезображенные трупы и к завтраку, и к ужину, то это прежде всего
- удар по нашей психике. Даже если люди со временем привыкают к
такого рода зрелищам и продолжают, не отрываясь от экрана, с
аппетитом поглощать яичницу. Это и есть "скорбное бесчувствие",
состояние ненормальной "притерпелости".
Но дело не только в нас, телезрителях. Подумаем о жертвах.
Выставлять их на всеобщее обозрение в более чем отталкивающем,
жутком виде - не что иное, как безжалостное, унизительное
посмертное глумление над ними. Странно, что до сих пор никому из
родственников этих несчастных не пришло в голову вчинить ТВ иск
на солидную сумму за моральный вред.
Кстати сказать, граничащее с цинизмом отношение к жертвам
проявляется и иным образом. Вот идет сюжет об изнасиловании и
убийстве девушки. Задержан подозреваемый, ранее неоднократно
судимый и буквально накануне вернувшийся из очередной отсидки
молодой человек. Увидев перед собой микрофон, он, разумеется,
начинает самым подлым и гнусным образом очернять убитую.
Оказывается, это она затащила его на стройку и якобы предлагала
заняться любовью... Господи, неужели не ясно, что не всякое
слово, произнесенное уголовником, достойно на всю страну
прозвучать с телеэкрана! Ведь то, что он нагородил, - совершенно
очевидная попытка поспешно оправдаться за счет жертвы. И
телерепортер, записавший этот мерзкий монолог, и режиссер,
подавший его в эфир без какого-либо комментария, проявили явную,
считаю, бестактность по отношению к погибшей, да и к зрителям.
Вообще криминальный элемент порой почему-то преподносится
довольно щадяще. Буквально в тот же день в другой передаче
показали задержание торговца видеокассетами с им же заснятой
детской порнографией. Его лицо заботливо закрыли "мозаикой" - это
когда изображение как бы распадается на квадраты. Не иначе -
пеклись о правах задержанного. Но "мозаика" здесь как раз ни к
чему. Ведь был показан только факт задержания с поличным, и
преступником этого типа никто не называл.
Считается нередко, что журналист - всего лишь объективный,
беспристрастный информатор. Давать какую-то оценку содеянному,
"читать мораль" - это, мол, канувший в Лету, отживший "совковый"
стиль. И есть словечко, которое звучит почти ругательно -
"пафосность". И будто бы весь цивилизованный мир давно уже через
всяческий "пафос" перешагнул. А раз так, уж мы-то не то что
перешагнем - перепрыгнем... А ведь на Западе вовсе не однозначно
относятся к криминальной тематике.
В известном французском журнале Paris Match, например, нет и
следа нашего российского циничного разгула, глумливого хихиканья
над смертью и трагедией. Скорее, наоборот - эмоциональная
сострадательность по отношению к жертвам и их родственникам.
Особо "крутых" профессионалов там ставят на место. Был, скажем,
такой случай (приводится в книге С. Кара-Мурзы "Манипуляция
сознанием"). Фоторепортер привез из Сомали очень эффектный снимок
- изможденный, умирающий от голода ребенок из последних сил
бредет к пункту раздачи питания. За ним, в двух шагах, - гриф.
Ждет, когда ребенок упадет... Фоторепортера спросили, помог ли он
ребенку. Нет, ответил он, я профессионал, мое дело - найти
хороший сюжет. После такого заявления "профессионал" оказался
практически в полной изоляции. С ним перестали общаться, ему не
подавали руки.
Жестокое и страшное зрелище допустимо показывать только в том
случае, если это оправдано какой-то сверхзадачей. Помню страстную
публицистическую статью, направленную против готовившейся лет
десять назад практически тотальной амнистии. К статье была
подверстана фотография варварски отчлененной от тела головы в
луже крови. Но она не коробила, а предостерегала: смотрите, на
что бывают способны уголовники, эти "несчастненькие", которых вы
так жаждете поскорее выпустить на свободу! Когда же показывают
страшные кадры с обезображенными мертвыми телами изо дня в день,
буднично, бездумно, легкомысленно, прерывая рекламой, в нашем
сознании разрушается одно из фундаментальных культурных "табу" -
запрет на показ таинства смерти. Задумываясь о смерти, человек,
как правило, испытывает подсознательное чувство страха. Что,
разумеется, вполне естественно. Не напрасно тысячелетиями люди
вырабатывали нечто наподобие психологической "техники
безопасности" - своего рода неписаный этический кодекс, которым
ТВ сегодня явно пренебрегает.
Сегодня часто говорят о девальвации человеческой жизни, о том,
что ее цена "падает пропорционально росту курса доллара". При
этом справедливо подразумевается, что жизнь обесценивается
благодаря преступникам: бандитам, киллерам... Но, боюсь, тут
прикладывают руку и те, кто каждый день демонстрирует на
телеэкране "расчлененку". Когда притупляется психика, шокирующее
зрелище становится обыденным, патология - нормой.
Чем при этом руководствуются авторы таких передач? Может,
хотят показать, какие они хладнокровные, "крутые" профессионалы?
Да полноте! Пусть эти трупы профессионально снимают
эксперты-криминалисты, дальше пусть профессионально работают
судмедэксперты, следователи, оперативники. А лучшим
доказательством подлинного профессионализма телерепортеров было
бы тактичное отношение и к жертвам преступлений, и к чувствам
телезрителей. Однако на ТВ каждая секунда имеет свою цену, а
зрелище смерти, как известно, обладает особой притягательностью.
Фрейд называл это "комплексом Танатоса" - при виде погибшего
человек испытывает подсознательное чувство удовлетворения оттого,
что сам-то он еще, слава Богу, жив. Уж не этот ли низменный,
подсознательный комплекс активно эксплуатируется на телевидении
ради пресловутых рейтингов?
Возможно, настанет день, когда выйдет закон, запрещающий
устраивать нам, телезрителям, "морг на дому", ежедневную духовную
пытку демонстрацией "расчлененки". Когда за нарушение его
телекомпании будут выплачивать весьма ощутимый для них штраф...
Может, тогда мы ближе будем к цивилизации?
Ирина ИВАНОВА.




04-12-2001, Труд