TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Миллиард на дорожные расходы

ИНВЕСТОРЫ ПРОЕКТА "ЮЖНЫЕ ВОРОТА" ЖДУТ ГАРАНТИЙ МОСКВЫ.
Проект строительства современной автомобильной магистрали
через Большой Кавказский хребет "Южные ворота", находящийся под
патронатом президента республики Северная Осетия-Алания
Александра Дзасохова и министра транспорта РФ Сергея Франка,
начнет осуществляться в 2002 году. Таково мнение заместителя
министра экономики республики Владимира ГУТИЕВА.
Проект транскавказской автомобильной магистрали первоначально
был намечен в противовес европейской программе ТРАСЕКА,
предусматривающей создание транспортного коридора из Европы в
Азию по "новому шелковому пути", минуя Россию. Однако как только
проект "Южные ворота" начал принимать конкретные экономические
очертания, президент республики Александр Дзасохов высказался в
том смысле, что осетинская автодорога станет одним из элементов
ТРАСЕКА, и никакой конфронтационной политики в отношении
транспортных планов Евросоюза проводиться не будет. Более того,
"Южные ворота" станут дополнительным стимулом для развития
транспортного коридора "Север - Юг". При этом Северная Осетия-
Алания взялась сама найти деньги на реализацию столь крупного
проекта.
Как стало недавно известно, привлечение инвестиций и
строительство будет производить, скорее всего, одна из испанских
компаний. Не случайно минэкономики республики заявил, что ни
копейки бюджетных денег не будет вложено в проект. Это говорит о
том, что планы, которые уже давно вынашивал президент Дзасохов,
удается претворить в конкретные договоренности. Так, одним из
условий для инвесторов должна стать схема, по которой
компания-подрядчик после введения в строй 129-километрового
участка дороги от трассы Ростов - Баку до границы с Грузией
получает его на правах аренды на 8-15 лет, после чего дорога
переходит к российской стороне. Для инвестора-строителя
предусмотрены местные налоговые льготы и режим наибольшего
благоприятствования.
Однако на пути реализации проекта встала неожиданная преграда
в виде некоторых корректив инвестиционной политики правительства
России. Зарубежные инвесторы потребовали от осетинской стороны
гарантий на федеральном уровне. А правительство РФ дало понять
регионам, что лимит на кредитные линии они исчерпали, и новых
гарантий ожидать не следует. В результате возникла парадоксальная
ситуация: "Южные ворота" оказались как бы в заложниках имиджа
правительства России.
"Получается замкнутый круг, - говорит Владимир Гутиев, -
федеральный центр стремится завоевать доверие инвесторов к
России, и в то же время не хочет сделать шаг навстречу пожеланию
реального инвестора, которого мы нашли и который готов вложить
деньги. А деньги немалые. Согласно имеющимся проработкам,
строительство автомагистрали потребует около миллиарда долларов.
Это без учета средств на развитие ее инфраструктуры - АЗС,
складских и таможенных терминалов, пунктов отдыха и
техобслуживания.
Сейчас организаторы проекта надеются на прорыв по линии
российско-испанской межправительственной торгово-экономической
комиссии. Тем более что в послании Владимира Путина Федеральному
Собранию отмечено, что "развитие транспортных коридоров является
приоритетным направлением для развития экономики России".
В ближайшие несколько лет ожидается увеличение товаропотоков,
проходящих через нашу страну. Расширение торгово-экономического
сотрудничества с Японией, Китаем, Индией, Северной и Южной Кореей
уже начинает положительно сказываться на перспективах
Транссибирской железнодорожной магистрали, оживает БАМ.
Активность проявляют морские порты Астрахани и Махачкалы в борьбе
за право включения в транспортный коридор "Север - Юг".
Реализация проекта "Южные ворота" увеличит грузооборот России со
странами Закавказья в 4-5 раз. По мнению экспертов, 129
километров новой магистрали позволят России ежегодно получать до
250 млн. долларов чистой прибыли.
Наконец, особое звучание в свете последних событий приобретают
вопросы военно-политической и экономической стабильности на
Кавказе. Президент Северной Осетии-Алании Александр Дзасохов
называет "Южные ворота" объединяющей осью для кавказских
государств. Он считает, например, что участие в проекте
грузинской стороны (по ее территории грузопотоки пойдут от
Кавказа дальше на Юг) позволит Москве существенно увеличить свое
влияние в Закавказье и построить диалог с Тбилиси на языке
экономической целесообразности.
Дмитрий ПОПОВ.




04-12-2001, Труд