Миллиард на дорожные расходы
ИНВЕСТОРЫ ПРОЕКТА "ЮЖНЫЕ ВОРОТА" ЖДУТ ГАРАНТИЙ МОСКВЫ.
Проект строительства современной автомобильной магистрали
через Большой Кавказский хребет "Южные ворота", находящийся под
патронатом президента республики Северная Осетия-Алания
Александра Дзасохова и министра транспорта РФ Сергея Франка,
начнет осуществляться в 2002 году. Таково мнение заместителя
министра экономики республики Владимира ГУТИЕВА.
Проект транскавказской автомобильной магистрали первоначально
был намечен в противовес европейской программе ТРАСЕКА,
предусматривающей создание транспортного коридора из Европы в
Азию по "новому шелковому пути", минуя Россию. Однако как только
проект "Южные ворота" начал принимать конкретные экономические
очертания, президент республики Александр Дзасохов высказался в
том смысле, что осетинская автодорога станет одним из элементов
ТРАСЕКА, и никакой конфронтационной политики в отношении
транспортных планов Евросоюза проводиться не будет. Более того,
"Южные ворота" станут дополнительным стимулом для развития
транспортного коридора "Север - Юг". При этом Северная Осетия-
Алания взялась сама найти деньги на реализацию столь крупного
проекта.
Как стало недавно известно, привлечение инвестиций и
строительство будет производить, скорее всего, одна из испанских
компаний. Не случайно минэкономики республики заявил, что ни
копейки бюджетных денег не будет вложено в проект. Это говорит о
том, что планы, которые уже давно вынашивал президент Дзасохов,
удается претворить в конкретные договоренности. Так, одним из
условий для инвесторов должна стать схема, по которой
компания-подрядчик после введения в строй 129-километрового
участка дороги от трассы Ростов - Баку до границы с Грузией
получает его на правах аренды на 8-15 лет, после чего дорога
переходит к российской стороне. Для инвестора-строителя
предусмотрены местные налоговые льготы и режим наибольшего
благоприятствования.
Однако на пути реализации проекта встала неожиданная преграда
в виде некоторых корректив инвестиционной политики правительства
России. Зарубежные инвесторы потребовали от осетинской стороны
гарантий на федеральном уровне. А правительство РФ дало понять
регионам, что лимит на кредитные линии они исчерпали, и новых
гарантий ожидать не следует. В результате возникла парадоксальная
ситуация: "Южные ворота" оказались как бы в заложниках имиджа
правительства России.
"Получается замкнутый круг, - говорит Владимир Гутиев, -
федеральный центр стремится завоевать доверие инвесторов к
России, и в то же время не хочет сделать шаг навстречу пожеланию
реального инвестора, которого мы нашли и который готов вложить
деньги. А деньги немалые. Согласно имеющимся проработкам,
строительство автомагистрали потребует около миллиарда долларов.
Это без учета средств на развитие ее инфраструктуры - АЗС,
складских и таможенных терминалов, пунктов отдыха и
техобслуживания.
Сейчас организаторы проекта надеются на прорыв по линии
российско-испанской межправительственной торгово-экономической
комиссии. Тем более что в послании Владимира Путина Федеральному
Собранию отмечено, что "развитие транспортных коридоров является
приоритетным направлением для развития экономики России".
В ближайшие несколько лет ожидается увеличение товаропотоков,
проходящих через нашу страну. Расширение торгово-экономического
сотрудничества с Японией, Китаем, Индией, Северной и Южной Кореей
уже начинает положительно сказываться на перспективах
Транссибирской железнодорожной магистрали, оживает БАМ.
Активность проявляют морские порты Астрахани и Махачкалы в борьбе
за право включения в транспортный коридор "Север - Юг".
Реализация проекта "Южные ворота" увеличит грузооборот России со
странами Закавказья в 4-5 раз. По мнению экспертов, 129
километров новой магистрали позволят России ежегодно получать до
250 млн. долларов чистой прибыли.
Наконец, особое звучание в свете последних событий приобретают
вопросы военно-политической и экономической стабильности на
Кавказе. Президент Северной Осетии-Алании Александр Дзасохов
называет "Южные ворота" объединяющей осью для кавказских
государств. Он считает, например, что участие в проекте
грузинской стороны (по ее территории грузопотоки пойдут от
Кавказа дальше на Юг) позволит Москве существенно увеличить свое
влияние в Закавказье и построить диалог с Тбилиси на языке
экономической целесообразности.
Дмитрий ПОПОВ.
04-12-2001, Труд