Шерше ля фам
СЕМЬ ЖЕН ПАБЛО ПИКАССО.
НИКИТА ШЕВЦОВ.
У великого художника Пабло Пикассо было семь жен.
И у всех у них, связавших свою жизнь с Пабло, судьба
складывалась печально: когда художник расставался с ними, они
либо умирали, страдая болезнями, либо кончали жизнь
самоубийством.
- Сам Пикассо не обладал выразительной внешностью, не был
силен физически. Но его взгляд палача буквально завораживал, -
рассказывает Оливье Пикассо, внук художника. - Вряд ли мир знал,
что это - одновременно жестокий и нежный, чувствительный и
неумолимый, благородный и безжалостный в своих любовных победах
человек...
В 23 года Пикассо ради Парижа покинул Барселону и в мае 1904
года поселился на Монмартре на верхнем этаже обветшавшего дома.
Тут он устроил свою мастерскую. Спал на матрасе, брошенном на
пол. Но именно там он и натурщица Фернанда Оливье решили жить
вместе. Фернанда мечтала о ребенке, о семейном очаге, но Пикассо
такая перспектива не радовала. Ему, полному творческих планов,
хотелось общаться с людьми, а не стеснять себя условностями
супружеской жизни. Он часто исчезал из дому. Однажды (это
случилось в 1911 году) Пабло познакомился в кафе "Эрмитаж" с
польским художником Маркуссисом и его подружкой Евой Гуэль.
Пикассо сразу же влюбился в Еву и довольно быстро создал
выполненную в стиле кубизма картину "Моя красавица". То было
скрытое признание в любви, на которое Ева ответила взаимностью.
Они отправились путешествовать по Европе. Ева вдохновляла его,
заряжала творческой энергией. Весной 1915 года они решили
пожениться, но... у Евы обнаруживают рак. Одна больница сменяется
другой, однако всюду Пикассо - рядом со своей любимой. Увы, в
декабре 1915 года она умирает. Безутешный Пабло и видеть не хочет
каких-либо женщин: художник замкнулся в себе.
Из "заточения" его выманил лестный заказ - он отправляется в
Рим для работы над декорациями и костюмами к балету "Парад", в
котором участвовали артисты знаменитой труппы Дягилева. Там
судьба свела его с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой.
Конечно же, он покоряет ее тем же способом, как и других, -
рисует Ольгу и... вновь обретает вкус к жизни. И он продолжает
писать портреты Ольги, на которых она всегда задумчива.
Они поженились 12 июля 1918 года. Медовый месяц провели в
Биаррице. Однако Пикассо недолго пребывал в эйфории, вызванной
женитьбой. Ольга разлучила его с друзьями, ей очень хотелось,
чтобы он вел светский образ жизни. А Пикассо этого всячески
чурался. Но - радость! Ольга беременна. Казалось, что все
возвратится на свои места, семейная идиллия восторжествует. Вот и
появился на свет сын Пауло (1921 г ). Пикассо счастлив: он стал
отцом. В возрасте 40 лет.
Что, впрочем, ничуть не помешало ему в январе 1927 года
неподалеку от парижского магазина "Галерея Лафайет" покорить
17-летнюю девушку. Увидев ее, он пошел следом, а потом остановил
и сказал:
"Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы сумеем многое сделать".
Ее звали Мария-Тереза Уолтер. Но она была несовершеннолетней,
и потому Пабло приходилось скрывать от всех свою связь с ней. Он
приобрел для Марии-Терезы замок Буагелу, устроил там себе
мастерскую, о чем официально сообщил всем. В этот период
единственной его моделью стала Мария-Тереза, чей образ оказывался
повсюду: на рисунках, картинах, гравюрах... Он лепил с нее
скульптуры. Одна из них, названная "Женщина с вазой", была
выставлена на парижской Всемирной выставке 1937 года. Сегодня она
стоит на могиле мастера, похороненного в местечке Вовенарг,
неподалеку от города Экс-ан-Прованс.
Никто не догадывался о существовании Марии-Терезы. В начале
1935 года она сообщила, что ждет ребенка. Пабло и рад бы жениться
на ней, но для этого он должен окончательно порвать с Ольгой и
лишиться части своего имущества. Художник не хочет развода. Да и
не желает, чтобы раскрылась двойная его жизнь. Ольга, ни о чем не
подозревая, то и дело говорит, что пора бы ей поселиться в замке
Буагелу. Но там властвует Мария-Тереза, пятого сентября 1935 года
разрешившаяся от бремени дочерью, получившей имя Майя. Отец
счастлив и все время рисует маму с дочкой.
Ситуация крайне осложнилась, когда в октябре 1936 года на
сцене появилась фотограф Дора Маар. Теперь личная жизнь Пикассо
раздробилась между супругой Ольгой и сыном Пауло, Марией- Терезой
и дочерью Майей и новой любовницей Дорой, которая знает о
существовании и Ольги, и Марии-Терезы. С Ольгой Пикассо
наконец-то официально расстался, с Марией-Терезой продолжает
сохранять альянс, а на людях появляется с Дорой, которая стала
главным источником вдохновения художника в предвоенные годы. Она
же сфотографировала различные этапы создания "Герники". Эта связь
с Дорой длилась до 1946 года.
Пикассо говорил о Доре: "Я могу ее представить только
плачущей".
И не случайно на аукционе, состоявшемся в Париже в октябре
нынешнего года, именно портрет "Плачущая женщина" с изображением
Доры Маар был продан за огромную сумму - примерно девять
миллионов долларов. "Плачущая женщина" очень похожа на персонажей
"Герники". И это понятно, ведь картина была написана примерно в
то же время, когда художник работал над гениальной "Герникой".
"Плачущая женщина" была продана на аукционе вместе с многими
другими картинами и рисунками Пикассо, которые долгие годы
хранились у Доры Маар. Другой портрет - "Дора Маар с зелеными
ногтями" был продан на аукционе за пять миллионов долларов. За
два миллиона купили картину "Дора Маар на пляже" и "Дора Маар с
желтым шарфом". На аукционе были проданы также клише фотографий,
запечатлевших Пикассо работающим над "Герникой". Их автором была
Дора Маар. Основная часть доходов от аукциона согласно завещанию
Д.Маар была передана двум пожилым женщинам - хорватке и
француженке, которые даже не были знакомы с бывшей возлюбленной
Пикассо. Дора, влюбившаяся в Пикассо, когда художнику было 55
лет, жила уединенно в Париже, в окружении его полотен и рисунков,
и покончила с собой в июле прошлого года.
В 1943 году Пикассо в парижском ресторане, находившемся
напротив его мастерской, познакомился с молоденькой красоткой
Франсуазой Жило, тоже художницей. Живая, энергичная, она покорила
Пикассо и очень быстро появилась на его полотнах. Знаменитый
художник действительно влюбился в нее, но он не рвет контактов и
с Марией-Терезой. Пикассо и Франсуаза решили жить вместе.
Символом их союза стало создание картины "Женщина-цветок". Они
с уважением относятся друг к другу, обращаясь на "вы". Пикассо,
которого уже называют патриархом, устроил себе мастерскую в замке
Гримальди. Ему казалось, что он обрел вторую молодость. И впрямь:
Франсуаза весьма скоро забеременила. В мае 1947 года она
подарила любимому сына Клода, а через два года - дочь Палому.
Вдохновение не покидает художника, достигшего зрелого
возраста.
Более того, оно приумножается. Но, увы, чем сильнее прилив
творческих сил, тем дальше от него Франсуаза. В 1953 году она
уходит. Художник никогда не простит ей этого.
В 1955 году умирает Ольга, и Пикассо делает предложение руки и
сердца Марии-Терезе. Но та отвечает: поздно! И тогда появляется
Жаклин Рок. Она - кузина мастеров гончарного дела, супругов
Рамье, у которых Пикассо расписывал керамику. Художник потрясен
ее профилем, напоминающим сфинкса, в чем можно убедиться, глядя
на ее портреты, написанные Пикассо. Он покупает для нее и для
себя виллу в Каннах. А в марте 1961 года почти 80-летний художник
тайно женится на 34-летней Жаклин. Кроме нее, у него в тот момент
никого нет. Ну разве что сын Пауло рядом - работает у отца
секретарем и шофером. Дочь же Майя после 1955 года практически не
видится с родителем. Дети от Франсуазы (Клод и Палома) перестают
общаться с ним после того, как в 1964 году их мать написала книгу
"Жизнь с Пикассо", выходу которой он всячески противился... Лишь
Мария- Тереза с согласия Жаклин продолжала переписываться с ним.
Надо отдать должное, художник никого не обидел. Каждая из женщин,
с кем он был близок, и их дети получали от него крупную денежную
пенсию, что опровергает бытующее мнение о скупости Пикассо.
Пабло и Жаклин жили уединенно. Они практически ни с кем не
виделись. Некоторые биографы считают, что в этом повинна супруга
художника, изолировавшая его от остального мира. Да нет, просто
Пикассо полюбил одиночество. Большую часть времени он проводил в
мастерской, и произведения его столь же восхитительны, что и
шедевры, созданные им в более ранние годы.
В декабре 1972 года он заболел гриппом. Последние недели своей
жизни Пабло проводил в кровати непременно рядом с кислородной
подушкой. И все же он находил в себе силы работать, рисовал даже
накануне смерти.
Пикассо умер 7 апреля 1973 года в возрасте 92 лет, оставив
после себя около 80 тысяч живописных произведений и скульптур. И
кто знает, о чем он думал, покидая этот мир, и простился ли
мысленно с теми, кого любил и кого обессмертил на своих полотнах.
БРЮССЕЛЬ.
04-12-1998, Труд